28 июля 2025 10:37
читать 13 минут

Российское станкостроение ждут налоговые льготы

Налоги для станкостроительных предприятий могут снизить с 25 до 8%. Это должно помочь российским компаниям конкурировать с китайскими производителями.


Российскому станкостроению, автоматизации и роботехнике хотят снизить налоги до такого же уровня, как у предприятий радиоэлектронной промышленности. Это следует из перечня поручений Владимира Путина правительству РФ по итогам встречи с представителями деловых кругов.

Согласно тексту документа, до 1 сентября правительство должно представить главе российского государства ряд предложений. Во-первых, речь идет о снижении размера акциза на жидкую сталь для поддержки электрометаллургических предприятий, а также о приостановлении уплаты акциза металлургическими предприятиями при открытии новых производств.

Во-вторых, для организаций из сфер станкостроения, автоматизации и робототехники планируется снизить ставки по налогу на прибыль и тарифы страховых взносов — по аналогии со льготами, которые сейчас действуют для радиоэлектронной промышленности.

Помимо этого, в списке поручений говорится о необходимости дополнительной поддержки российских производителей материалов и комплектующих для машиностроительной отрасли. Власти намерены повысить их конкурентоспособность (в первую очередь с точки зрения цены) по сравнению с аналогичной иностранной продукцией.

Mashnews выяснял у экспертов, решат ли проблемы машиностроения предлагаемые инициативы.

Жидкая сталь

Акцизы на жидкую сталь формируются гибким образом, отметила профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Елена Ткаченко. Предельный уровень этого акциза установлен на уровне 1000 рублей за одну тонну стали.

«При росте мировых цен акциз приближается к предельным значениям. Это накладывает серьезные ограничения на экспортные операции. Это серьезное обременение. Приятно, что на предприятия с небольшими объемами выплавки этот акциз не распространяется — это сейчас единственная мера поддержки», — отметила Елена Ткаченко.

Но крупные предприятия тоже нуждаются в поддержке, говорит она. Если предприятие осуществляет модернизацию основных производственных фондов, то должны быть предусмотрены льготы по этому акцизу. После модернизации компания сможет повысить свою производительность, это позволит выплачивать акцизы в полном объеме. На инвестиционный период льгота была бы хорошим стимулирующим фактором.

Снижение акциза на жидкую сталь сейчас бы не помешало — вследствие слабости спроса на нее на внутреннем рынке и жесткой конкуренции на внешнем, подчеркнул промышленный эксперт Леонид Хазанов. Ряд металлургических предприятий за последнее время сократили объемы производства — им проще выпускать меньше продукции. Но одновременно у них есть программы текущих и капитальных ремонтов, социальные проекты, полностью отказаться от которых они не могут. Соответственно, рентабельность у них снизилась, а ставки налогов остались прежними, обязанность по их уплате никуда не исчезла, говорит эксперт.

«Также никуда не пропала необходимость пополнения государственного бюджета, пока дефицитного. Следовательно, в случае пересмотра акциза на жидкую сталь нужно обеспечить баланс интересов как государства, так и металлургических компаний. Последние в предшествующие годы все-таки получали неплохие доходы и накопили хорошие денежные подушки и могут поддержать государство в нынешнее непростое время», — добавил Хазанов.

Налоговые послабления

Если для радиоэлектронной промышленности налоговые льготы предусмотрены, то станкостроители уплачивают налоги на общих основаниях по ставке 25%, рассказала Елена Ткаченко.

«Что сейчас предусмотрено в качестве льготы для радиоэлектронной области? Ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет — 8%, налоговая ставка, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ — 0%. То есть радиоэлектронная промышленность уплачивает не 25% налога на прибыль, а только 8%. Безусловно, это серьезная мера поддержки, и распространение этой меры на станкостроителей окажет стимулирующее воздействие на развитие отрасли», — отметила Ткаченко.

Цены в РФ выше, чем в Китае

Для успешной конкуренции российских комплектующих с китайскими нужно снизить стоимость идущих для их изготовления материалов, в частности, металлов, считает Леонид Хазанов. Не секрет, что цены на них на российском внутреннем рынке подчас выше, чем в КНР или другом государстве.

«Для этого может потребоваться детальный анализ ценообразования материалов в России и «наделение» поставляющих их предприятий обязанностью уменьшения цен для отечественных машиностроителей на определенный срок. По крайней мере, металлургические компании от такого вряд ли рухнут — металла должно быть много, и он должен быть дешевым», — считает Хазанов.

Елена Ткаченко отмечает: чтобы наши производители комплектующих для машиностроения могли успешно конкурировать с китайцами, только снижения цены недостаточно. Нам сейчас нужно сочетание качества и уровня цен, приемлемых для внутреннего рынка.

«Мы должны честно себе дать ответ на вопрос: можем ли мы обеспечить уровень цен такой же, как в Китае, и честно ответить на этот вопрос: нет! Потому что это совершенно разные, несопоставимые масштабы производства. А масштабное производство в российских условиях ограниченного внутреннего рынка и отсутствия экспортных возможностей нереализуемо», — говорит Ткаченко.

В этих условиях важны два аспекта, отметила эксперт. Во-первых, качество — стандартизация и сертификация по российским стандартам, что защитит отечественного производителя от нашествия китайских аналогов. Второй аспект — собственные разработки и дальнейшая модернизация производственных мощностей, поиск возможности максимально экономичного производства качественной продукции, произведенной по российским стандартам.

Посодействовать решению этих задач могут шаги в сторону унификации комплектующих, считает Ткаченко. Об этом говорят многие машиностроители.

В Советском Союзе проблем с масштабами производства не было, потому что были стандартизированы многие узлы и детали, и при наличии подобного подхода сейчас (например, для техники, производимой в рамках гособоронзаказа) это даст тот самый масштаб.

«Да, не все производители выдержат конкуренцию, кто-то уйдет с рынка. Но те производители, которые останутся, будут абсолютно конкурентоспособны по качеству и цене с китайскими промышленниками — за счет того, что они получат стабильные условия хозяйствования, получат уверенный заказ и возможности для дальнейшего развития на основе масштабирования своего производства», — резюмировала Ткаченко.

С коллегой согласен член Экспертного совета по технологическому лидерству Госсовета, экс-ректор МГТУ «СТАНКИН» Владимир Серебренный. По его словам, поддержка отрасли необходима, потому что рентабельность станкостроения традиционно очень низкая.

«Мы всегда работали в маленьких сегментах, потому что Россия в глобальном рынке не принимает участие, и с глобальными игроками соперничать приходится по очень трудным правилам. Рентабельность у нас по определению ниже, чем у тех, у кого масштабы больше. Для наших предприятий в силу малости самого рынка (у нас проживает чуть более 140 миллионов человек, а средние рынки — 400 миллионов) изначально формируются сложные условия. Поэтому любые преференции, связанные с государственными мерами поддержки, сильно помогут отрасли», — пояснил Серебренный.

Помнить об ограничениях ВТО

В качестве поддержки отрасли выступают и ограничения на закупку зарубежных товаров. Здесь речь идет не об всем оборудовании и всех инструментах, а о перечне товаров, отметила Ткаченко. Этот перечень опубликован в приложении 1 Постановления № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров…». В нем фигурирует масса различных товаров — от бумаги и медицинских принадлежностей до компьютерных программ и баз данных.

Иностранный товар из списка может быть закуплен, если аналог не производят в России, и Минпромторг выдал специальное разрешение на закупку такой продукции.

«Вторая ситуация: услуги закупаются для исполнения контракта, который был заключен до того, как появился данный запрет, товар покупают в рамках лизинга. То есть если вам нужно зарубежное оборудование, и на него распространяется лизинговая программа, то вы можете купить это оборудование в рамках договора лизинга», — объяснила Ткаченко.

Кроме запретительных мер, по мнению эксперта, нужны меры стимулирующие и поддерживающие. Например, существуют инструменты, которые можно использовать даже с оглядкой на нормы Всемирной торговой организации (ВТО) — они позволяют поддержать российского производителя. В частности, если на сопоставимую продукцию, с сопоставимыми качественными характеристиками, цена российского товара выше, чем зарубежного аналога, то государство через специальные фонды может взять на себя функцию дотации покупателя.

«Оно может компенсировать приобретение продукции российского производства, не нарушая нормы ВТО, потому что в этом случае выгодоприобретателем становится не предприятие, а покупатель. В отличие от производителя, покупателя стимулировать и поддерживать нормами ВТО не запрещено. Такого рода инструментов в рамках промышленной политики можно наработать достаточно много — было бы желание изучать зарубежный опыт по обходу ограничений ВТО на промышленную политику», — говорит Ткаченко.

Еще одна необходимая промышленникам мера поддержки с учетом высокой ключевой ставки ЦБ — субсидирование процентных ставок в процессах производства. Оно позволит российским производителям предлагать более конкурентоспособные цены, и чувствовать себя более уверенно в процессах закупок по сравнению с поставщиками зарубежных товаров.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!