Российский угольный экспорт снижается третий год подряд
Экспорт угля из России в 2024 г. составил 195 млн тонн. Это на 8% меньше, чем годом ранее.
Угольный терминал в порту Усть-Луга. Иллюстративное фото: «Ростерминалуголь».
По данным аналитического агентства Argus, на которые ссылается издание «Ведомости», российские компании значительно сократили поставки угля в Китай, Южную Корею и Турцию (объемы поставок в страны Argus не приводит), уступив долю на этих рынках конкурентам – в основном поставщикам из Австралии и Колумбии.
Некоторые крупные российские производители угля, например «Кузбассразрезуголь», стремились компенсировать падение экспорта увеличением поставок на внутренний рынок, спрос на котором вырос из-за более высокого потребления электроэнергии, говорится в обзоре.
По данным председателя правления «Системного оператора» (диспетчер Единой энергосистемы России) Федора Опадчего, потребление электроэнергии в стране в 2024 г. выросло на 3,1% до 1191,7 млрд кВт ч. Топ-менеджер 14 января 2025 г. упомянул в числе макрорегионов с максимальными темпами роста спроса основные территории размещения угольных ТЭС – Сибирь и Дальний Восток. В Сибири потребление увеличилось в прошлом году на 4,9%, на Дальнем Востоке – на 5%.
В итоге добыча угля в России, по данным Argus, в 2024 г. составила 438,7 млн т, что лишь на 0,2% меньше, чем годом ранее.
Падение экспорта угля из России ускоряется. В 2022 г. этот показатель, по данным Минэнерго, снизился на 1% до 221,2 млн т, в 2023 г. – примерно на 4% до 212,5 млн т. Добыча угля в 2022 г. выросла на 0,3% до 443,6 млн т, а в 2023 г. сократилась на 1% до 438,7 млн т.
Порт Посьет на Дальнем Востоке. Иллюстративное фото: nedradv.ru
На динамику экспортных поставок продолжают оказывать негативное влияние антироссийские санкции, проблемы с железнодорожной инфраструктурой и падение цен на уголь на мировом рынке, пишут аналитики Argus.
Евросоюз еще в рамках пятого пакета санкций против России ввел запрет на импорт российского угля с августа 2022 г. Позднее к эмбарго присоединились США. В 2024 г. США ввели санкции против крупнейшего в России производителя угля СУЭК. Также под наиболее жесткие блокирующие санкции США (SDN-list) подпали «Мечел», «Сибантрацит», «Эльга», «Коулстар», «СДС-уголь» и «Стройсервис». По оценке Международного энергетического агентства, к августу 2024 г. под санкциями США оказалось около половины экспорта российского угля.
Аналитики Argus отмечают, что ситуацию в российской угольной отрасли усугубили проблемы на железной дороге. Дефицит локомотивов и машинистов привел к снижению перевозок через порты северо-запада и юга России. Из-за этого во втором полугодии 2024 г. российские компании не смогли поставить на мировой рынок более 3 млн т угля, говорится в обзоре. Проведение работ по модернизации Восточного полигона железных дорог (БАМ и Транссиб) при этом ограничивало поставки в дальневосточные порты, указывает агентство.
В результате погрузка на сети РЖД в минувшем году оказалась минимальной за последние 15 лет и составила 1,18 млрд т. На уголь из этого объема пришлось чуть менее трети – 331,4 млн т, снижение его погрузки составило 5% год к году.
Кроме того, в начале 2024 г. российские угольные компании были вынуждены приостановить отправку через крупнейший угольный порт на Черном море в Тамани из-за споров о тарифах на перевалку на терминале ОТЭКО, напоминают в Argus. Это привело к недопоставке еще порядка 2,5 млн т российского угля на мировой рынок.
Представитель РЖД сообщил «Ведомостям», что основными сдерживающими факторами перевозок угля по железной дороге стали сокращение поставок через Тамань и избыток вагонов, превышающий допустимые параметры инфраструктуры на 256 000 единиц. По словам собеседника, совместные усилия РЖД, операторов и грузовладельцев по регулированию парка порожних вагонов позволили улучшить ситуацию. В октябре 2024 г. с путей было убрано 105 000 лишних вагонов. Это, отметил представитель перевозчика, повысило маршрутную скорость поездов, за счет чего погрузка угля выросла на 3% в декабре. Из статистики РЖД следует, что в декабре 2024 г. погрузка каменного угля составила 30,1 млн т, что на 3,1% выше, чем в декабре 2023 г. (29,2 млн т).
Ключевым фактором снижения экспорта угля в 2024 г. было введение заградительного тарифа на перевалку на терминале в Тамани, говорит представитель «Сибантрацита». По его словам, другие негативные факторы привели к стагнации рынка, но реальное падение экспорта произошло именно из-за невывоза через Тамань. По оценке компании, в прошлом году через порт не было отправлено около 20 млн т угля, что сопоставимо с общим объемом сокращения экспорта. Другие крупные угольные компании не ответили на запрос «Ведомостей».
ОТЭКО неоднократно заявляла, что согласованные с РЖД заявки на перевозку угля в адрес терминала на протяжении 2024 г. были существенно ниже его возможностей по перевалке.
«Ведомости» также направили запрос в Минэнерго.
Главный стратег инвесткомпании «Вектор капитал» Максим Худалов отмечает, что в условиях низких мировых цен на уголь и роста тарифов на железнодорожные и портовые услуги отгрузка угля на экспорт в южном и северо-западном направлениях становится нерентабельной. Поставки на восток обеспечивают минимальную доходность бизнесу, отмечает он.
Экспортные цены на энергоуголь, на который приходится около 80% поставок за рубеж, в начале апреля прошлого года снизились до минимумов с 2021 г. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в апреле 2024 г. цена угля калорийностью 6000 ккал/кг на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток составляла $95/т, снизившись на 6% с начала года. В Тамани уголь той же калорийности стоил $72/т (-13%), в портах Балтийского моря – $61/т (-14%). В начале января 2025 г., по данным ЦЦИ, стоимость 1 т энергоугля составляла $60–87 в зависимости от порта перевалки.
Падение экспорта угля ниже отметки 200 млн т было прогнозируемым, считает партнер по консалтингу Neft Research Александр Котов. Он отмечает, что доходность экспорта упала более чем на 8000 руб./т с пика 2022 г., что привело к убыточности большинства производителей. По данным Росстата, в январе – октябре 2024 г. сальдированный убыток угольщиков составил 84,8 млрд руб. Доля предприятий, работающих в минус, достигла 53%. Вдобавок ряд угольных производителей «критически закредитованы», отмечает Котов.
По прогнозу Худалова, при сохранении текущей конъюнктуры рынка в 2025 г. есть риск снижения экспорта еще на 10–15 млн т, т. е. на 5–8%.