08 июля 2025 15:58
читать 7 минут

Российский авторынок рухнул на треть. Дальше будет хуже, считают эксперты

По результатам первого полугодия в России было продано 569 тысяч легковых автомобилей, падение в сравнении с тем же периодом 2024 года составило 27%. Ситуация с грузовым транспортом еще хуже. Прогноз на окончание года – катастрофический.

Продажи падают, несмотря на снижение цен

В период с января по июнь 2025 года в России было реализовано 569 129 легковых машин, для сравнения – за первые полгода 2024 года этот показатель составлял 773 164 единицы. Таким образом рынок упал на 27%, сообщил сегодня, 8 июля, глава Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин на конференции «Авторитейл. Итоги 1-го полугодия».

Если смотреть помесячно, в феврале спад был равен 26%, в марте – 45%, в апреле – 25%, в мае – 27% и в июне – 28%.

Что интересно, средняя цена нового автомобиля при этом снизилась с отметки в 3 350 млн рублей (2024 год) и сейчас составляет 3 120 млн рублей. Тем не менее, данный показатель остается невероятно высоким: буквально четыре года назад новая легковушка в среднем обходилась покупателю в 1 990 млн рублей. «Бизнес просто перестает зарабатывать на автомобилях, как дилеры, так и производители», - говорит Подшеколдин. И приводит цифры: Lada за полгода потеряла в продажах 23%, Haval – 22%, Chery – 23%.

«Лечить будет некого»

По мнению руководителя РОАД, пессимистичный прогноз продаж на этот год за 12 месяцев – 1 150 млн автомобилей, базовый – 1 300 млн. И пессимистичный куда ближе к реальности. Впрочем, ряд экспертов считают такой прогноз, наоборот, слишком оптимистичным.

«Мы месяц за месяцем наблюдаем, как цифры только снижаются. Не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы рынок вышел хотя бы за миллион. Я только рад, что господин Подщеколдин испытывает такой оптимизм, но я, честно говоря, его не разделяю», - говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. 

Но вернемся к дню сегодняшнему. Электромобили не удивили: несмотря на развитие инфраструктуры, их популярность неуклонно стремится к минимуму, они остаются игрушкой для больших городов и вариантом второй или даже третьей машины в семье: за первые шесть месяцев минувшего года их было продано 10 293 штуки, за первые шесть месяцев 2025-го – 4398.

С грузовиками ситуация еще хуже. Продажи снизились на 52% до отметки 29 144 единиц. Подщеколдин считает, что основная причина здесь в непомерной стоимости лизинга – а ранее до 90% продаж грузового транспорта осуществлялось именно по этой схеме. «КАМАЗ» потерял 24%, Sitrak – 24%, «ГАЗ» - 36%, а показатели второго по успешности китайского производителя, Shaanxi, рухнули сразу на 73%.

«Рынок умер. В сегменте спецтехники вообще катастрофа. Не говорить об этом не имеем права, иначе когда будут лечить, лечить будет уже нечего и некого», - отмечают в РОАД.

Рынку нужно три миллиона

Дилерское сообщество отмечает еще одну проблему: российский автопарк стремительно стареет. На сегодняшний день, сообщили на конференции, 72% (или 39 млн) всех машин – старше 10 лет. Для обновления парка необходимо ежегодно продавать 3 млн автомобилей, причем поддерживать таких показатели в течение 10 лет. Мощности для этого есть, заводы готовы, отмечает Подщеколдин, напоминая, что рынок почти вышел на эту цифру в 2012 году. К слову, тогда же каждый третий россиянин мог купить новую машину, сейчас число таких покупателей – 16%.

По этой же причине (недостаточной заполняемости рынка) буксует ситуация с производством автокомпонентов: 1 150 млн легковушек – слишком маленькая цифры, чтобы прийти в Россию и развернуть крупномасштабное производство тех или иных деталей. В качестве примера приводится крупное предприятие из города Энгельс Саратовской области, где выпускаются автомобильные свечи: завод загружен только на 15%, большее количество свечей попросту никому не нужно – нет столько машин, ни новых, ни подержанных.

«Все очень любят сравнивать с результатами совершенно провального 2022 года по принципу: «Видите, все же стало лучше!» Но сравнивать надо не с 2022-м. Это как в спорте, если поставил рекорд, необходимо к нему возвращаться или ставить новые», - уверен глава РОАД.

15 лет – и в утиль

В чем причина происходящего? Они лежат на поверхности, считают в дилерском сообществе. Во-первых, слишком высокая ключевая ставка Центробанка. Во-вторых, кредитная политика: необходимо вернуть российским покупателям возможность приобрести новый автомобиль под 15%, полагает Алексей Подщеколдин. Аналогично с лизингом. В-третьих, дилеры надеются на госрегулирование.

Из всего вышесказанного Максим Ракитин согласен только с «кредитной» проблемой. «Мы все прекрасно понимаем, почему рынок падает. Дело не в утильсборе, дело не в курсе доллара, евро или юаня. Дело в кредитной политике государства, и, к сожалению, она меняться пока не собирается. Ключевая ставка поменялась, но этот один процент – что слону дробина, кредиты не подешевели, никакого стимула для рынка нет».

А он нужен, как нужно и обновление парка, настаивают дилеры. «Люди покупают подержанные машины не потому, что хотят именно подержанные, а потому что им не хватает денег на новые», - такой, пусть и довольно спорный, тезис озвучили сегодня в РОАД. По мнению руководителя Ассоциации, весь жизненный цикл автомобиля вообще не должен превышать 15 лет.

Подводя итог: авторынку жизненно необходимо больше новых машин, и легковых, и грузовых. Но где-то немного страдает логика. За полгода было продано менее 600 тыс. единиц. И это на фоне снижения цен, огромных скидок в дилерских центрах. Однако склады остаются затоваренными. Где окажутся те 3 млн автомобилей, если заводы произведут их именно в таком количестве? «Они будут стоять у дилеров, как сейчас уже стоят сотни тысяч нераспроданных машин», - заключает главред Quto.ru.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!