Российские власти рассчитывают на кратный рост выпуска автомобилей на газе
Но для этого потребуется увеличить господдержку и госзакупки такой техники.

Иллюстративное фото: «Газпром газомоторное топливо».
Объем производства автотранспортных средств на газомоторном топливе (ГМТ) в России в 2025–2035 гг. может составить 347 285 единиц, что более чем в 5 раз больше по сравнению с периодом 2015–2024 гг. Об этом говорится в проекте концепции развития рынка ГМТ в России на период до 2035 г., с которым ознакомилось издание «Ведомости». Концепция в целом доработана, проект распоряжения о ее утверждении направлен в правительство и находится в завершающей стадии согласования, говорил в конце июня первый замминистра энергетики Павел Сорокин.
Документ предполагает два сценария развития отрасли. 347 285 автомобилей к 2035 г. на сжатом, или компримированном природном (КПГ), и сжиженном природном (СПГ) газе – это базовый сценарий. Наибольший объем выпуска придется на автобусы (120 035 шт.), легковые машины (95 930) и грузовики (86 393). Согласно этому сценарию, объем выпуска всех видов автотехники на газе уже в 2025 г. составит 15 417 единиц – почти в 3 раза больше, чем годом ранее.
Также ожидается, что до 2035 г. на газ будет переведено в общей сложности 369 542 автомобиля. Для сравнения: в предыдущие пять лет на ГМТ было переведено 101 000 машин.
Таким образом, общий парк автотехники на газе в России за 10 лет вырастет в 2,6 раза до 985 210 единиц. Объем потребления газа автомобилями за это время в базовом сценарии вырастет в 3 раза до 8,18 млрд куб. м. Из них 6,17 млрд куб. м будет приходиться на КПГ. Заправку к 2035 г. будут обеспечивать 2176 АГНКС на сети автодорог – в 1,7 раза больше, чем запланировано в 2025 г.
Передвижной автомобильный газовый заправщик. Иллюстративное фото: «Уромгаз».
Целевой сценарий концепции предполагает выпуск 528 016 автомобилей на ГМТ к 2035 г. – в 8 раз больше, чем за предыдущую десятилетку. Из них 33 089 единиц будет произведено уже в этом году, что в 6 раз превышает результат 2024 г. Объем переоборудования техники на газ составит 524 961 автомобиль. Все вместе это позволит к 2035 г. увеличить парк машин на ГМТ в России более чем в 3 раза до 1,29 млн единиц. Потребление газа в таком сценарии вырастет в 3,6 раза к 2025 г. до 10,66 млрд куб. м, 8,2 млрд из которых будет приходиться на КПГ.
Спрос на автотранспортные средства на метане могут подстегнуть меры поддержки – в частности, за счет формирования долгосрочных заказов со стороны государственных и муниципальных предприятий, а также российских компаний с государственным участием, говорится в проекте концепции.
Финансирование ключевых мероприятий концепции может обойтись в 237 млрд руб., писали «Ведомости» в декабре 2024 г. Сумма включала бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Большая часть средств – 136 млрд руб. – предназначалась на субсидии производителям газомоторной техники, 53 млрд руб. – на развитие сети заправок КПГ, 31 млрд руб. – на закупку автобусов на ГМТ, 13 млрд руб. – на развитие сети криоАЗС для заправок техники на СПГ и 4 млрд руб. – на НИОКР.
Тогда проект концепции предполагал более оптимистичный рост производства автотехники на метане – до 551 000 шт. к 2035 г., а объем переоборудования мог составить 1,32 млн машин.
Текущие мощности позволяют выпускать 2500 единиц техники на СПГ и около 5000 единиц на КПГ в год, говорит представитель «Камаза». Мощности производства техники на СПГ можно увеличить до 7000 шт. в год, но сейчас нет такого спроса, отмечает собеседник. По его словам, за последние два года «Камаз» продал около 2000 грузовиков и автобусов на ГМТ. Рынок очень волатилен и зависит от крупных закупок отдельными потребителями, пояснил он.
KAMAZ-65115-37 на КПГ. Иллюстративное фото: КАМАЗ.
Потенциал для роста рынка газомоторной техники велик, но спрос на нее всегда чувствителен к мерам поддержки, поскольку экологичные технологии дороже по сравнению с транспортом на традиционных видах топлива, отмечает представитель Ликинского автобусного завода (входит в группу ГАЗ). Чтобы обеспечить многократный рост рынка в перспективе, необходимы долгосрочные программы стимулирования спроса для потребителей, указывает он.
Представитель «АвтоВАЗа» не раскрыл объемы выпуска машин на ГМТ, но сказал, что они покрывают текущий спрос и при необходимости могут быть увеличены. Модификации на метане есть для Lada Granta и Largus.
Калининградский «Автотор» в прошлом году произвел 800 китайских BAIC U5 Plus на КПГ, в этом году планирует выпустить еще 1200 шт. В компании также идут испытания кроссовера SWM G01 на метане, сказал представитель «Автотора». Основными покупателями таких машин выступают корпоративные парки и такси, добавил он.
Достижение показателей по производству и переоборудование автомобилей на ГМТ возможно, но остается вопрос формирования спроса на такую технику, говорит эксперт «Автостат инфо» Александр Климнов. По его оценке, разница в стоимости между техникой на традиционных видах топлива и КПГ достигает 15–20%, СПГ – 30–35%. Нивелировать разницу в цене можно за счет госсубсидий, полагает эксперт, в том числе для формирования сети заправочных станций в городах и на ключевых автомагистралях страны.
Руководитель проектов практики «Промышленность и технологии» Strategy Partners Дмитрий Распопов считает, что спрос на автотехнику на ГМТ можно сформировать за счет госзаказов для министерств, государственных учреждений и госкомпаний. По его мнению, достичь целевых показателей будет проще производителям автобусов и легковых автомобилей.