Российские нефтяники распродают активы: на что потратить вырученные миллиарды
Весь мир сегодня следит за тем, как «Лукойл» пытается продать свои зарубежные активы из-за санкций. Интересно и то, куда будут потрачены вырученные миллиарды долларов, если сделка состоится. Возможно, компания пойдет в новую для себя сферу бизнеса – по примеру «Газпрома», который на днях купил автобренд Aurus. Эксперты, впрочем, считают такой путь малоперспективным.

Санкции обрушили экспортные доходы российских нефтегазовых компаний и усложнили их работу за рубежом. Одним из главных пострадавших оказался «Лукойл» - санкции США парализовали деятельность ее 34 иностранных «дочек» по всему миру. Нефтяная компания вынуждена как можно быстрее избавиться от своих заграничных активов, которые оцениваются в сумму от 10 до 22 млрд долларов. Теперь имущество «Лукойла» может достаться Exxon Mobil, Chevron и прочим мировым гигантам.
Сократить свое участие в зарубежных проектах пришлось и другим энергетическим компаниям РФ. Ведутся переговоры о продаже долей «Газпром нефти» и «Газпрома» в сербской нефтяной компании NIS. «Роснефть» продала 11% своих акций в Курдской трубопроводной компании Kurdistan Pipeline Company (KPC), чтобы та не попала под американские санкции (они распространяются на любые предприятия, где доля «Лукойла» и «Роснефти» превышает 50%). Выход из зарубежных проектов – это, безусловно, финансовые потери для российских компаний, но с другой стороны – и новые возможности, если удачно инвестировать высвободившиеся средства.
СПРАВКА MASHNEWS
- Зарубежные активы «Лукойла. В трех странах у компании есть нефтеперерабатывающие заводы - в Румынии, Болгарии и Нидерландах. В десяти государствах «Лукойл» участвует в проектах в сфере разведки и добычи ископаемых. Это Египет, ОАЭ, Мексика, Азербайджан, Ирак, Казахстан, Узбекистан, Камерун, Нигерия, Гана, Республика Конго.
- В Австрии, Финляндии, Румынии, Турции, Казахстане Lukoil Lubricants company занимается производством масел и других технических жидкостей. У компании также есть сеть АЗС - в США, Турции и Италии. «Лукойл» - акционер (12,5%) Каспийского трубопроводного консорциума.
Зачем «Газпрому» Aurus
18 ноября стало известно о том, что дочерняя структура «Газпрома» приобрела контрольный пакет (51%) отечественного производителя люксовых автомобилей Aurus. Опрошенные Mashnews эксперты считают, что газовый холдинг таким образом стремится диверсифицировать активы в условиях геополитической нестабильности и ограничений на традиционных рынках сбыта. Но вряд ли такие действия компенсируют компании экспортные потери в энергетике.
«Стратегия российских нефтегазовых компаний в последние годы действительно смещается в сторону вертикальной и горизонтальной диверсификации, однако переход в такие капиталоемкие и непрофильные секторы, как автомобилестроение, маловероятен в массовом масштабе. Скорее, подобные шаги останутся единичными, поддерживаемыми государственными приоритетами, а не коммерческой логикой», - прокомментировал Mashnews директор Департамента управленческого консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «Деловой профиль» Владимир Поклад.
По его словам, хотя Aurus пока остается нишевым проектом с ограниченными объемами выпуска – в 2023 году было произведено около 500 автомобилей – его символическая и технологическая значимость для национальной промышленной политики неоспорима.
Генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова отметила, что наблюдаемая в отрасли перестройка активов носит разнонаправленный характер – это и интерес финансовых групп к вхождению в капитал энергетического сегмента, и приобретение непрофильных активов при реализации эффективных профильных активов.
«При этом новая стратегия перераспределения активов автомобильного концерна «Аурус» может отражать не только экономические аспекты, но и государственные интересы», - пояснила эксперт Mashnews.
В то же время нагружать нефтегазовые компании «непрофильными обязательствами» неправильно, и особой пользы «Газпрому» покупка Aurus не принесет, уверен заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. С точки зрения стимулирования спроса на газомоторное топливо логичнее было бы приобрести «АвтоВАЗ», считает эксперт. Но и это сомнительный путь.
«Для «Газпрома» гораздо проще и правильнее был бы уход в глубокую переработку газа – на производство удобрений, аммиака, метанола. Как вариант, с учетом количества газа и возможностей при производстве удобрений, компания могла бы вкладываться в сельское хозяйство. Но автомобили – это очень странно», - отметил Дмитрий Гусев.
Работа с Aurus или подобная непрофильная деятельность не поможет «Газпрому» компенсировать убытки из-за утраты 90% европейских поставок трубопроводного газа, подчеркнул научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По мнению собеседника Mashnews, финансовая стабильность «Газпрома» будет зависеть, прежде всего, от того, как ему удастся увеличить поставки в Азию – прежде всего, подписав масштабный контракт по строительству газопровода «Сила Сибири-2» в Китай, а также от политики государства в отношении налоговой нагрузки на компанию.
«Кроме того, руководство страны провозгласило курс на развитие газомоторного топлива, поэтому это тоже один из вариантов для «Газпрома» - увеличение спроса на внутреннем рынке», - добавил Станислав Митрахович.
Развитие – в цифровизации и переработке
Покупка «Газпромом» Aurus и вынужденная продажа «Лукойлом» зарубежных активов — это две стороны одной медали: российская энергетика вступает в эпоху новой волны диверсификации, считает декан факультета финансовой экономики МГИМО, доктор экономических наук, профессор Игбал Гулиев.
«Капитал из сырьевых отраслей направляется в высокотехнологичные производства. Привлечение «Газпрома» в капитал Aurus с обязательствами по дальнейшим инвестициям указывает на государственный приоритет — создание полноценного производственного цикла в сегментах, не зависящих от внешних рынков», - прокомментировал собеседник Mashnews.
По мнению Владимира Поклада, более перспективными направлениями для диверсификации нефтегазовых холдингов выглядят сектора, где возможна синергия с существующей инфраструктурой и компетенциями.
«Речь идет о развитии водородной энергетики – по оценкам Минэнерго РФ, к 2030 году доля российского «зеленого» и «голубого» водорода на мировом рынке может достичь 10% – а также расширении производства нефтехимии, в частности полимеров и удобрений, спрос на которые остается устойчивым даже в условиях санкционного давления», - рассказал директор департамента управленческого консалтинга АКГ «Деловой профиль».
Кроме того, по его мнению, логично выглядит инвестиционная активность в области цифровизации и индустриальных решений: «Роснефть», например, уже запустила собственные разработки в сфере промышленного IoT (интернета вещей и аналитики больших данных – прим. ред.).
Дмитрий Гусев уверен, что для нефтегазовых компаний целесообразно развивать глубокую переработку – однако существующая фискальная система ее не особо стимулирует. Нефтяным компаниям логично приобретать судостроительные активы и проектные институты, заниматься малотоннажной нефтехимией.
«Но такие проекты требуют больших финансовых вложений, и нужно согласовывать это с Минфином, который должен возвращать достаточно средств нефтяным компаниям, чтобы они могли развиваться», - заявил заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер».
Путь «Лукойла» - инвестировать в Россию?
Дмитрий Гусев надеется, что деньги от вынужденной продажи зарубежных активов «Лукойла», если сделка состоится, будут вложены во внутренний рынок – в том числе, в строительство крупных перерабатывающих мощностей.
Станислав Митрахович напомнил о том, что «Лукойл» долгое время не мог получить доступ ко многим месторождениям внутри страны, поскольку существующее законодательство обеспечивало приоритет интересов государственных компаний – «Роснефти» и «Газпром нефти», но сейчас, в новых обстоятельствах, может нацелиться на новые проекты в России.
«Пока, в отличие от газа, нам удается держать объемы поставок нефти на довольно высоком уровне, несмотря на все санкции. Поэтому вполне вероятно, что «Лукойл» начнет вкладывать в российские месторождения – возможно, даже в проекты с трудноизвлекаемыми запасами», - поделился прогнозами эксперт. Другой вариант – компания не станет торопиться тратить вырученные миллиарды и придержит их до лучших времен.
Тамара Сафонова согласна с тем, что денежные потоки от продажи зарубежных активов «Лукойл», вероятно, инвестирует в российский нефтегазовый сектор.
«При этом приобретение некоторых российских активов как в сфере нефтедобычи, так и нефтепереработки и нефтехимии может оказаться выгодной инвестицией в период снижения чистой прибыли ряда компаний, связанного с нерыночным дисконтированием стоимости российских энергоресурсов на мировых рынках, стабильным курсом национальной валюты, высокими процентными ставками по кредитам», - пояснила руководитель Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора.
По мнению Владимира Поклада, полученные средства, скорее всего, будут направлены на укрепление финансовой устойчивости: погашение долга и увеличение дивидендных выплат акционерам. Однако часть капитала может быть инвестирована в новые промышленные проекты внутри страны.
«Наиболее вероятными направлениями выглядят развитие нефтехимического кластера в Нижегородской области, где «Лукойл» уже реализует масштабный инвестиционный проект мощностью до 2 млн тонн полимеров в год, а также расширение бизнеса в сфере возобновляемой энергетики – компания уже эксплуатирует солнечные электростанции общей мощностью свыше 100 МВт. В долгосрочной перспективе нельзя исключать и вход в смежные секторы, такие как производство композитных материалов или переработка отходов», - пояснил собеседник Mashnews, добавив, что такие шаги будут тщательно просчитаны с точки зрения рентабельности и соответствия стратегическим приоритетам.
Как подчеркнул Игбал Гулиев, диверсификация бизнеса – уже не роскошь, а необходимость, которая позволяет сохранять маржу и генерировать доходы, не зависящие от ценовой волатильности сырьевых рынков.
«Компании понимают, что те, кто быстро перестроится на внутреннюю переработку, нефтехимию и технологические активы, сохранят конкурентоспособность. Те, кто попытается просто «переждать» санкции, рискуют потерять и активы, и будущие возможности», - заключил декан факультета финансовой экономики МГИМО.