14 апреля 2025 16:18
читать 6 минут

Российские компании нефтесервиса находятся в предбанкротном состоянии

Чтобы компенсировать потери, игроки нефтесервисного рынка осваивают смежные направления деятельности.

Большое количество нефтесервисных компаний, в частности, оказывающих услуги колтюбинга, сегодня находятся в предбанкротном состоянии, сообщил заместитель генерального директора по внутрискважинным операциям ООО «ФракДжет-Волга», к.т.н. Константин Бурдин во время вебинара «ГРП, строительство скважин и обустройство месторождений» 11 апреля. «Банки их уже не кредитуют», - добавил эксперт.

Повышение ключевой ставки ЦБ РФ и снижение цен на нефть начали оказывать негативное влияние на рынок нефтесервиса с конца 2024 года. Кроме того, заказчики сегодня стремятся экономить на нефтесервисе.

«Если в последние три года мы видели позитивные изменения с точки зрения формирования цены на услуги ГНКТ, то в конце 2024 – начале 2025 года этот тренд был остановлен, и сейчас все ВИНКи говорят о том, что надо разворачивать цены. А сервисные компании себе этого позволить не могут», - пояснил Константин Бурдин.

В этих условиях некоторые участники рынка пошли по пути трансформации своего бизнеса.

«Компании начинают работать в смежных отраслях – вплоть до отсыпки дорог, чтобы как-то компенсировать потери на сервисном рынке», - добавил эксперт.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Колтюбинг (от англ. «coiled tubing» — колонна гибких труб) – одно из перспективных направлений специализированного оборудования для нефтегазовой промышленности. В основе методики лежит применение при работе в скважинах гибких насосно-компрессорных труб (ГНКТ) вместо традиционных сборных. Благодаря своей эластичности такие трубы предоставляют доступ не только в основные вертикальные, но и боковые, а также горизонтальные стволы. При этом не требуется выполнять разборку и сбору бурильной колонны. Технология колтюбинга считается более экологичной и экономически целесообразной и широко применяется в геофизических исследованиях, производственных и ремонтно-восстановительных операциях, проводимых на нефтегазоконденсатных скважинах.
  • «ФракДжет-Волга» - российская многопрофильная нефтесервисная группа компаний, работающая на рынке с 2009 года. Предоставляет услуги по строительству и ремонту скважин, гидроразрыву пласта, испытанию, освоению и исследованию скважин, применению азотных и колтюбинговых технологий, гидродинамическим и газоконденсатным исследованиям скважин.

Партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин подтвердил Mashnews, что многие сервисные компании в текущих рыночных условиях испытывают трудности. Но в предбанкротном состоянии все же находится малая доля организаций – только 5% рынка (это предприятия, в отношении которых инициирована процедура банкротства). Компаний с высоким финансовым риском больше – 15% рынка.

«Так, с 2022 года на 6% в среднем растет число компаний, у которых финансовый результат после уплаты процентов меньше 0, совокупный долг компаний увеличился в 2024 году на 11% (рынок в целом вырос на 8%), выплаты процентов выросли на 60%», - пояснил эксперт.

По его словам, больше всего пострадали направления с традиционно низкой рентабельностью (геологоразведочные работы, текущий и капитальный ремонт скважин, базовое бурение), а также сегменты, где высока доля процентов по кредитам в себестоимости – например, механизированная добыча.

Что касается диверсификации в непрофильный бизнес, то это не совсем характерная для нефтесервиса стратегия, отметил Дмитрий Касаткин.

«В первую очередь стратегии компаний направлены либо на диверсификацию внутри сегментов сервиса (в наиболее маржинальные), либо это сбытовая диверсификация – например, создание присутствия на международных рынках. Также компании активно инвестируют в вертикальную интеграцию – производство оборудования, сырья и материально-технических ресурсов. Кроме того, одной из стратегий в агрессивных условиях, на фоне оптимизации капзатрат заказчиками, становится предложение в области перехода с оказания сервисов, входящих в CAPEX (капитальные затраты), на сервисы, входящие в OPEX (операционные затраты) – например, это аренда оборудования», - рассказал собеседник Mashnews.

Хотя развиваться в таких условиях крайне сложно, нефтесервисные компании ведут новые разработки. Так, «ФракДжет-Волга» занимается созданием первого отечественного флота ГНКТ повышенной грузоподъемности. В нем используется 63-тонный инжектор для спуска в скважину гибких насосно-компрессорных труб (сейчас максимальная грузоподъемность таких устройств в России – 45 тонн). Новое оборудование позволит обслуживать скважины длиной 2000 метров и со сложной геометрией ствола. До конца года установку планируется достроить и запустить на объекте одного из заказчиков компании, рассказал Константин Бурдин.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!