Российская авиационная наука выходит на сверхзвук

07 Декабрь 2021 16:34
Читать 11 минут

28–29 октября прошла XXXII научно-техническая конференция по аэродинамике, на которой специалисты отрасли обсудили перспективную гражданскую авиатехнику. В этом году к традиционным секциям добавилась новая — аэродинамика сверхзвукового пассажирского самолёта. Подробнее о новой секции MASHNEWS рассказал генеральный директор ФГУП "ЦАГИ", член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

ФОТО — ЦАГИ

Организатором мероприятия выступило отделение аэродинамики самолётов и ракет Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского").

Впервые в рамках научно-технической конференции провели новую секцию — "НЦМУ (научный центр мирового уровня) "Сверхзвук": Перспективные методы аэродинамического проектирования СПС (сверхзвукового пассажирского самолёта — ред.) II поколения". Секция организована в рамках реализации программы создания и развития НЦМУ "Сверхзвук" на 2020–2025 годы (при финансовой поддержке Минобрнауки).

Как рассказал MASHNEWS Кирилл Сыпало, ежегодно научно-техническая конференция по аэродинамике объединяет исследователей, инженеров и ведущих учёных, работающих в этой области. Мероприятие позволяет открыто обсудить полученные результаты, определить направления и пути развития в будущем.

"Первоначально это была школа-семинар, которая имела статус внутреннего мероприятия и носила название "Аэродинамика летательных аппаратов", — добавил глава ЦАГИ. — Сегодня это отраслевая научно-техническая конференция, которую с нетерпением ждут сотни авиационных специалистов со всей России".

По его словам, наличие секции по сверхзвуку в рамках конференции предоставит специалистам НЦМУ, в особенности учёным лаборатории "Аэродинамика и концептуальное проектирование СПС с низким звуковым ударом", площадку для демонстрации достигнутых результатов в рамках программы создания и развития НЦМУ "Сверхзвук". Более того, это отличная возможность получить экспертную оценку от других ведущих учёных в области аэродинамики.

В ходе конференции также обсудили вопросы аэродинамики и проектирования летательных аппаратов различного назначения, экспериментальные исследования и методику эксперимента, теоретические и численные методы механики жидкости и газа, аэродинамику силовых установок и динамику, устойчивость и управляемость летательных аппаратов.

В рамках секции представили около 15 докладов от организаций-участников консорциума НЦМУ "Сверхзвук", таких как ЦАГИ, МАИ и ИПМ им. Келдыша РАН.

Среди лучших докладов конкурсная комиссия отметила выступления А. В. Кажана "Выбор рационального подхода к расчёту распределения давления в "ближнем поле" около сверхзвукового пассажирского самолёта для оценки характеристик звукового удара" и А.Ф. Киселева — "Методы исследования ближнего возмущенного поля моделей СГС в сверхзвуковых АДТ".

Ранее генеральный директор ФГУП "ЦАГИ" Кирилл Сыпало назвал создание нового поколения сверхзвуковых гражданских самолётов одним из основных вызовов для мирового авиастроения.

СПРАВКА MASHNEWS:
Инициатором создания НЦМУ "Сверхзвук" и координатором консорциума выступает ФГУП "ЦАГИ". Помимо ФГУП "ЦАГИ", в состав НЦМУ входят: ФАУ "ЦИАМ", ФГУП "ГосНИИАС", ФГБУ "МАИ", ФГБУ "МГУ", ФГБУ "ПФИЦ УрО РАН", Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и др.

Планы работы в рамках НЦМУ "Сверхзвук" определяет программа его создания и развития. На основе планов из программы в центре создали дорожную карту работ, которая определяет сроки выполнения работ, разделение обязательств между организациями-участниками центра, взаимосвязь (преемственность, последовательность) научных исследований, а также позволяет детально отслеживать ход выполнения работ.

Больше новостей: