России нужно свое биотопливо. Но сырье для него уходит за рубеж
Отработанное растительное масло – ценный ресурс для производства экологичного топлива, но сегодня почти весь его объем вывозится в Европу. Минпромторг России думает поднять экспортные пошлины, чтобы снизить дефицит сырья в стране. Однако для развития отрасли этого мало.
Ежегодно в России собирают более 68 тыс. тонн отработанного фритюрного масла. Свыше 60 тыс. тонн из них отправляют за рубеж – прежде всего, в страны ЕС, где это сырье идет на производство биотоплива. При этом Россия заявляет о планах развивать собственную индустрию низкоуглеродного топлива – она станет частью нацпроекта «Биоэкономика». В эту работу уже включился бизнес. На ПМЭФ-2025 «Газпром нефть» и Ассоциация специалистов и предприятий в сфере переработки масложировых отходов (АПМО) заключили соглашение о стратегическом партнерстве в области производства экологических моторных биотоплив.
Однако необходимого сырья на рынке не хватает, сети фастфуда «заламывают» цены на свое масло, а господдержки как не было, так и нет.

Отходы по цене магазинного масла
Отработанное фритюрное масло считается отходом IV класса опасности и должно утилизироваться. Одновременно оно является наиболее понятным и эффективным сырьем для производства экологичного судового и авиационного топлива.
Как рассказала Mashnews председатель АПМО Кристина Тен, в России уже пятнадцать лет действует система сбора и переработки отработанного растительного масла (ОРМ), создана вся необходимая инфраструктура. Однако почти все собираемое в российском общепите растительное масло уходит за рубеж. Причина простая – экспортировать сырье выгоднее, чем перерабатывать внутри страны: в Европе, где это направление поддерживается государством, за ОРМ предлагают высокую цену.
«Иногда оно продавалось за границу по ценам, сопоставимым со стоимостью растительного масла в бутылках в наших магазинах», - пояснила Кристина Тен.
В России эта отрасль долгое время была неинтересна энергетическим компаниям. Только в 2023 году «Газпром нефть» начала выпуск судового топлива на биокомпонентной основе. Для него использовалось отработанное фритюрное масло из сети «Вкусно – и точка», подготовка которого проводилась на подмосковной площадке компании «Эковей». Однако серьезного прорыва в развитии индустрии биотоплива так и не произошло.
Потребности внутреннего рынка ОРМ только для производства биотоплива, по данным АПМО, оцениваются в 60 тыс. тонн с возможностью серьезного увеличения этих объемов. Еще около 4 тыс. тонн требуется химической промышленности. Плюс значительная доля отработанного масла нелегально используется для изготовления комбикормов для животных, хотя это запрещено. Но в любом случае, почти весь собираемый объем сырья уходит на экспорт.
«Таким образом, мы имеем огромный дефицит отработанного масла для производства биотоплива в своей стране. И нет никаких инструментов, которые позволили бы ограничить вывоз этого ресурса из России, чтобы использовать его для собственных нужд. Компаниям-сборщикам сырья интереснее экспортировать его», - отметила глава АПМО.
Один из главных сдерживающих факторов для производства биотоплива – высокая стоимость ОРМ. Как рассказали Mashnews в Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), она составляет около 60-65 тыс. рублей за тонну, что делает экономически неэффективной процедуру блендирования такого биосырья с более дешевым мазутом (для производства судового топлива).
«В свою очередь, компании-утилизаторы объясняют высокую стоимость вторсырья затратами, в том числе на сбор, транспортировку, очистку, хранение, которые оцениваются ими в размере около 50 тыс. рублей на тонну», - добавили в АРВЭ.
По словам Кристины Тен, законодателем цены на ОРМ сегодня является поставщик отходов – то есть непосредственно сами рестораны, которые генерируют отработанное масло.
«Цену на свой товар они выставляют без какой-либо логики, без привязки к экономическим показателям – мы не понимаем, как они ее высчитывают. Грубо говоря, компания-сборщик должна купить у сети фастфуда сырье за 85 рублей, а нефтеперерабатывающему заводу поставить за 60 рублей. При этом его еще надо собрать с точек общепита, очистить, заложить расходы на логистику, зарплаты, налоги и т.д. При таком подходе бизнес становится нерентабельным», - говорит председатель АПМО.
Ассоциация даже планирует обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на необоснованно завышенные цены на отработанное растительное масло. «Потому что сейчас нет никакой регуляторики, которая позволила бы нам доказать, что это масло не может столько стоить», - пояснила собеседница Mashnews.
«Как по маслу» пока только на бумаге
Компании-сборщики, входящие в АПМО, готовы генерировать биосырье внутри страны, наращивая объемы поставок заинтересованным нефтеперерабатывающим компаниям. Но предупреждают, что без поддержки государства результата не будет. В первую очередь, по их мнению, нужно запретить вывоз ОРМ из страны или увеличить экспортные пошлины, чтобы основная часть сырья оставалась в стране. Ассоциация уже направляла в Минпромторг такое предложение.
Министерство «прорабатывает вопрос в отношении возможности введения повышенной ставки таможенной пошлины на экспорт отработанного масла в целях обеспечения данным сырьевым компонентом производителей биотоплива», сообщили Mashnews в пресс-службе ведомства.
Кроме того, по словам Кристины Тен, нужно бороться с «серым» рынком, когда сырье уходит из ресторанов в неизвестном направлении, «за наличку» и без уплаты налогов.
В Минпромторге подтвердили, что в России существует ряд барьеров – экономических, сырьевых, технических и инвестиционных, которые «препятствуют развитию биотоплива в стране и не позволяют увеличить долю производства и потребления данного вида энергоносителя на внутреннем рынке». Тем не менее, в ведомстве ожидают увеличения этой доли «после разработки законодательной базы и по итогам разработки Минпромторгом России национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Технологическое обеспечение биоэкономики».
«Поскольку развитие биотоплива в Российской Федерации является одним из приоритетов национального проекта, а также учитывая приверженность РФ зеленой повестке, Минпромторг России ожидает рост производства экологически чистого топлива из биологических отходов в перспективе до 2030 года», - сообщили Mashnews в министерстве.
По мнению Кристины Тен, государство пока только декларирует необходимость развития индустрии биотоплива, но реальных шагов в этом направлении не делает.
«Конечно, у России как нефтяной державы сейчас недостаточно компетенций и опыта в развитии индустрии биотоплива, мы только в самом начале этого пути. Однако в стране принят нацпроект «Биоэкономика», есть планы по достижению углеродной нейтральности, никто не отменял наши обязательства по сокращению выбросов углекислого газа в рамках международных морских и воздушных перевозок. Поэтому потребности в судовом биотопливе и авиакеросине с биокомпонентом будут только расти. Но если государство не предпримет мер, отрасль не сдвинется вперед ни на шаг», - резюмировала руководитель АПМО.
СПРАВКА MASHNEWS
- С 2027 года авиакомпании по всему миру будут обязаны компенсировать выбросы CO2, производимые при международных рейсах. В соответствии с требованиями системы CORSIA, утвержденной Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), перевозчики, в том числе российские, должны ограничить выбросы от международных рейсов на 85% по сравнению с 2019 годом.
- Повышаются обязательства по сокращению выбросов и в международном судоходстве. Согласно требованиям Международной морской организации (ИМР) и Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов (МАРПОЛ), к 2030 году планируется сократить выбросы на 20% от значения 2008 года с достижением углеродной нейтральности к 2050 году.
Конкурировать можно, но сложно
Уже в ближайшие десять лет 50% рынка моторных топлив в России может занять биотопливо, считает профессор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Дмитрий Глушков. Помимо кулинарных жиров, сырьем для него могут стать рапсовое, талловое и рыжиковое масло.
В Томском политехе уже разработали топливо для самолетов на основе этих компонентов. По словам ученого, наиболее перспективным видится композиционное сырье, когда в рецептуре присутствует и нефтяной компонент, и биосоставляющая. В этом случае для выпуска экологичного топлива не нужно строить производства с нуля – достаточно дооснастить существующие мощности НПЗ. Также можно использовать имеющуюся инфраструктуру для транспортировки и хранения этого топлива, и конструкцию двигателей кардинально менять не придется. Вопрос только в цене самого биотоплива.
«Понятно, что пока технологии развиваются, стоимость такого топлива будет несколько выше, чем продукта нефтяного происхождения. Но опять же, все зависит от конъюнктуры рынка. Соответственно, при повышении цен на нефть, даже в текущих условиях, биотопливо может быть конкурентоспособно», - прокомментировал Mashnews Дмитрий Глушков.
В АРВЭ считают массовое внедрение биотоплива в России до 2035 года маловероятным при текущих темпах развития.
«Но в перспективе до 2050 года отрасль может нарастить обороты за счет масштабирования мероприятий, направленных на выполнение государственной цели по достижению углеродной нейтральности», - отметили в Ассоциации развития возобновляемой энергетики.
Россия обладает достаточным аграрным, лесным и отходовым потенциалом для развития биотопливной индустрии, считают в Группе «Деловой профиль». Но для его реализации требуется целый ряд условий, в том числе внедрение обязательных норм смешивания, создание системы сертификации и контроля, снижение налогов и акцизов, развитие собственных технологий, инвестиции в инфраструктуру и - господдержка.
«При реализации этих мер доля биотоплива в энергетическом балансе страны может вырасти с текущих 1–1,2% до 10–15% к 2030 году, с акцентом на SAF (авиационное топливо с низким углеродным следом), судовое и биогазовое топливо», - рассказал Mashnews директор департамента управленческого консалтинга компании Владимир Поклад.
В то же время биотопливо гораздо дороже в производстве и без господдержки не способно конкурировать с традиционными видами топлива, подчеркнул эксперт.
Проекты по получению биотоплив из масложировых отходов нужны, скорее, для решения вопроса утилизации самих отходов, считает другой собеседник Mashnews.
«Может, где-то в отдаленных районах такое оборудование можно сделать очень компактным и получать топливо для дальнейшего использования, чтобы не везти его откуда-то издалека. Но в целом говорить о том, что растительное сырье составит конкуренцию нефти, нельзя – ни по объемам производства, ни по себестоимости», - уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Даже если заставить общепит сдавать масло на переработку для получения биотоплива внутри страны или как-то иначе повысить эффективность этого процесса, все равно его производство будет дороже, чем нефтепродуктов, считает эксперт.
«В России нет таких ограничений для бензинового и дизельного транспорта, как в Европе, и субсидирования биотоплива тоже нет. Поэтому вряд ли оно может выиграть в нашей стране. Разве что освободить его от всех налогов, акцизов, дать субсидии, а против нефтянки дополнительные налоги ввести – тогда еще возможна какая-то конкуренция», - отметил Игорь Юшков. Но нужно ли России идти по этому сложному пути – вот вопрос.