России не нужны электромобили. Обсуждение автопрома на промышленном форуме
России не подошли китайские машины: они слишком
дорогие, а их сервис оставляет желать лучшего. России не нужны электромобили: зачем нам равняться на страны с дефицитом нефти? Отечественный автопром должен предложить
собственные марки, говорили на форуме «Российский промышленник». И приводили
примеры, на которые надо ориентироваться.
Спрос на китайские автомобили падает
Погибнуть нашему автопрому не дал Китай, привычно констатировали участники сессии «Возрождение российского автопрома» на открывшемся 28 ноября в Петербурге форуме «Российский промышленник».
КНР помогла комплектующими, технологиями, запустила сборку своих машин на нескольких предприятиях, например, легендарный «Москвич» теперь имеет китайский облик.
«Все единогласно поблагодарили китайцев», — признал спикер сессии, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко. Но китайские партнеры ведут себя на российском рынке агрессивно и уже заняли 70% рынка, добавил он.
Причем если в прошлом году, когда западные бренды ушли из РФ, спрос на китайские марки рос, то теперь он падает. Причины — завышенная цена, дефицит запчастей, проблемы с сервисом, перечисляет Владимир Падалко.
Значит, надо развивать собственное производство, считает он.
СПРАВКА MASHNEWS
- Российский автопром в 2022 году после введения антироссийских санкций обвалился на 61,2%.
- Но в 2023 году «пошел на поправку». Объединение автопроизводителей России прогнозирует даже небольшой рост (на 5%) по итогам года, до 640 тыс. единиц.
Откуда растут ноги у электрокаров
Чиновники пока не могут определиться, в каком направлении должно идти развитие автомобилестроения. Прежде иностранные автопроизводители приходили в Россию с готовыми продуктами и маркетинговыми технологиями, поэтому собственного опыта в этом смысле у нашей страны мало. Отсюда — непоследовательность государственной политики: власти пытаются одновременно развивать и технику с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), и электромобили, бросают силы на разработку новых моделей, не имея мощностей по изготовлению комплектующих.
Участники форума тоже не смогли прийти к консенсусу на этот счет.
Независимый эксперт авторынка Сергей Наумовский призвал при планировании развития автопрома исходить из реальных возможностей россиян и потребностей рынка. Например, прежде чем думать о форсированном развитии электромобилей, нужно оценить покупательскую способность граждан в России.
За десять лет средняя стоимость нового автомобиля в стране выросла втрое, до 2,68 млн рублей, а зарплата — только в два раза. Раньше россиянин мог купить машину с ДВС за 27 среднемесячных зарплат, теперь — за 38, а электрокар — и вовсе за 71.
«Непонятно, для кого мы делаем эти электромобили», — недоумевает эксперт.
Он заявил, что «не враг электромобилей», но призывает не копировать слепо мировые тренды, а анализировать, «откуда у них ноги растут». Например, в Европе и США популярность электротранспорта, по его мнению, связана с политическими играми, а в Китае — с дефицитом ископаемого топлива. В России же нефти и газа много, поэтому логичнее выпускать машины с ДВС.
АвтоВАЗ «не может сделать автомобиль с автоматической трансмиссией», но при этом государство продвигает электромобили — этот процесс «потерял здравый смысл», считает Сергей Наумовский.
Равнение на Aurus
Россия может сама обеспечить себя необходимыми разработками, уверен Владимир Трофименко, советник гендиректора ФГУП «НАМИ».
Главное — гарантировать спрос на эти решения со стороны автопроизводителей. В качестве примера «полной разработки всех технологических узлов» он привел машины семейства Aurus. Год назад представители этой компании говорили, что уровень локализации марки Aurus Senat достиг 68%, а в 2023-м вырастет до 80%.
«Имеет ли смысл входить в технологическую интеграцию с другими, если у нас есть свое?» — задается риторическим вопросом Владимир Трофименко.
Правда, технологически суверенный автомобиль вышел дорогим: машины Aurus стоят от 40 млн рублей.
По мнению сотрудника НАМИ, нужно не изобретать велосипед и не заимствовать чужое, а обратиться к уже имеющимся решениям, которых в России много.
«Как было сказано в кино, «всё уже было сделано до нас», — сослался Владимир Трофименко на киноклассику. Если быть точным, то в картине «Операция «Ы» говорилось, что «все уже украдено до нас», а про то, что «все уже было в веках, бывших прежде нас», сказал Соломон.
Надежда на частные компании
Конкурентоспособных отечественных легковых моделей в России нет, и разрабатывать их производителям невыгодно, убежден Сергей Бургазлиев, независимый консультант индустрии «Автомобили и транспорт». Он обрисовал замкнутый круг, по которому движется российский автопром.
Драйвером спроса на легковые машины в России служит автокредитование. С июля до конца октября ЦБ РФ четырежды повышал ключевую ставку (она выросла с 7,5% до 15%), в августе вдобавок был введен утилизационных сбор на автомобили. В результате цены на авто ускорили рост, а кредиты подорожали, и спрос упал. Чтобы поддержать производителей, государство их субсидирует, у них растет рентабельность, значит, вкладываться в развитие производства нет смысла.
Долго поддерживать спрос только за счет господдержки не получится, уверен Сергей Бургазлиев.
Одна из причин такого положения дел в том, что большинство автопроизводителей подконтрольны государству. Вот группа «Соллерс», которая принадлежит частным владельцам (летом 2022 года экс-гендиректор компании Вадим Швецов продал бизнес топ-менеджменту «Соллерс»), наоборот, демонстрирует впечатляющие успехи в сегменте коммерческого автотранспорта. Продажи группы в России за девять месяцев выросли на 39,2%.
Аналогичная ситуация с группой ГАЗ: она, по мнению Сергея Бургазлиева, «наверное, скоро она станет единственной компанией, которая сможет самостоятельно разработать свой автомобиль».
Новинки же «Москвича», представленные в этом году, не оказали почти никакого влияния на рынок, а планы компании по продаже 50 тыс. автомобилей «катастрофически рухнули», констатировал эксперт (в январе-октябре 2023 года «Москвич» продал 8870 машин, подсчитал «Автостат»). Неудачным, по определению эксперта, вышел и электромобиль «Эволют» — детище Минпромторга, правительства Липецкой области и компании «Моторинвест». В 2023 году продано только около 1,5 тыс. единиц, так как машина слишком дорогая.
«Когда хозяин — государство, то постоянно происходит разброд и шатание и вытягивание денег из бюджета», — считает эксперт.
Нужно, чтобы государство установило четкие правила игры и разработало долгосрочную программу действий, иначе участники рынка не могут составлять собственные планы развития, говорит он.
Беда в том, что развитие каждого направления промышленности в России рассматривается как отраслевая задача, а нужно в целом развивать экономику, подытожил дискуссию модератор сессии Слава Ходько, советник по методическому обеспечению деятельности фонда «Росконгресс».