25 апреля 2024 09:39
читать 8 минут

Роскосмос заработает на снимках с орбиты. Частные компании тоже рассчитывают

Президент России 22 апреля подписал закон, регламентирующий порядок продажи спутниковых снимков и других данных дистанционного зондирования Земли. Сейчас большинство такой информации как бюджетные учреждения, так и коммерческие организации получают бесплатно. Как новые правила повлияют на отечественный рынок спутников, выяснял Mashnews.

Плата за зондирование

Поправки приняты в федеральный закон «О космической деятельности». Изменения определяют правила закупки данных дистанционного зондирования Земли. С 1 января 2025 года, когда новый закон вступит в силу, Роскосмос начнет взимать плату за предоставление спутниковой информации из собственного фонда данных. Это могут быть как необработанные снимки, так и кадры с геопривязкой, радиометрической и геометрической коррекцией.

«Роскосмос» будет аккумулировать в фонде данных в первую очередь информацию с собственных спутников.

На сегодняшний день в орбитальной группировке Роскосмоса дистанционное зондирование Земли осуществляют аппараты серий «Ресурс», «Канопус-В», «Метеор-М», «Электро-Л», «Арктика-М». Данные используются для топографических карт, навигационных систем, контроля за крупнейшими сооружениями, например, за ГЭС.

Также со спутников осуществляется мониторинг разливов нефти, ледовой обстановки, можно отследить, как опасные природные явления, так и незаконное строительство.

Также «Роскосмос» сможет закупать для фонда данные с частных спутников, а затем продавать их.

При всей масштабности объемов информации, которую можно получить со спутников, до последнего времени правил купли-продажи этих данных в России не существовало.

Законопроект разрабатывался больше года и пережил ряд серьезных доработок, поправки предлагали, в том числе, профильные компании.

«В финальной версии законопроекта Госкорпорация Роскосмос наделяется лишь полномочиями по оказанию услуг по предоставлению данных из Федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли», - сообщил Mashnews генеральный директор аэрокосмической корпорации «Новый космос» Антон Алексеев, входивший в экспертную группу по разработке законопроекта.

 

Объем рынка

Существуют разные оценки объема рынка данных. Антон Алексеев отметил, что, по оценкам экспертов форума «Сфера», речь идет о 100 млрд рублей ежегодно.

Игорь Кожелин, сооснователь и генеральный директор частной космической IT-компании SR Data (входит в аэрокосмический холдинг SR Space) в беседе с Mashnews указал, что бесплатно передаются данные на сумму около 3-5 млрд рублей, а продается информация   на 1,5-3 млрд рублей.

Такие разные оценки объясняются как раз отсутствием внятного рынка, когда за любые данные можно установить любые расценки. С появлением системы продажи спутниковой информации ценообразование должно стать более прозрачным.

 

Место для частников

В новых правил особенно заинтересованы частные компании. У них появляется крупнейший покупатель данных - Роскосмос.

При этом после передачи в фонд информации со спутников, компании сохранят на них авторские права.

«Это -  одно из положений, которое было скорректировано в итоге экспертного обсуждения в сторону частных компаний», - рассказал Антон Алексеев.

Эксперт подчеркнул, что если какие-то данные не будут закуплены фондом, но они потребуются государственным или частным предприятиям, те смогут их приобрести напрямую у компаний.

«Роскосмос  сейчас бесплатно предоставляет необходимые данные для регионов и министерств. В остальных случаях процедура закупки проходит через тендеры. В тендерах уже непосредственно участвуют компании, у которых либо есть свои спутниковые группировки, либо имеется доступ к нужным спутниковым группировкам. Как мне кажется, закон должен эту процедуру упростить. У региональных властей появится возможность запрашивать данные, которые им нужны, через Роскосмос», - отметил Игорь Кожелин. В этом случае Роскосмос превращается в агрегатора данных.

«Наши планы по созданию космических систем дистанционного зондирования Земли остаются прежними. Но при этом у нас появляется больше уверенности в коммерческой эффективности наших проектов и их реализации на принципах окупаемости», - рассказал Mashnews cекретарь научно-технического совета АО «Газпром космические системы» Владимир Лазутин.

«Газпром космические системы» - это «дочка» ПАО «Газпром», один из национальных спутниковых операторов. Среди крупнейших проектов компании — система спутниковой связи и вещания «Ямал», а также система аэрокосмического мониторинга «СМОТР».

«Как и все компании «коммерческого космоса» мы предполагаем передачу в Федеральный фонд тех данных дистанционного зондирования Земли, которые будут формироваться нашими перспективными системами «СМОТР-В» и «СМОТР-Р», в соответствии с принятыми новыми положениями закона и регламентами оператора федерального фонда данных. Объем передаваемых данных будет определяться соглашениями с оператором Фонда при условиях их соответствия требованиям технических регламентов и востребованности» - рассказал Владимир Лазутин.

Несмотря на то, что участники рынка встретили новый закон на позитивной ноте, кратного роста доходов от введения системы продажи данных ждут не все.

 

Дело в контенте

«Не уверен, что этот  закон способствует увеличению заработка компаний. Скорее он обеспечит определенный минимум по закупкам со стороны государства, что в принципе позволит создавать спутники и быть более уверенным в том, что это будет коммерчески привлекательный проект. Ну а дальше, уже владельцы спутников смогут искать возможности для продажи своих данных частным компаниям в РФ и в мире, и если данная группировка будет в целом уникальна и востребована, то здесь как раз частные космические компании и смогут полноценно зарабатывать», - сообщил Игорь Кожелин.

По прогнозам эксперта, новые правила будут способствовать росту производства отечественных спутников, ведь компании охотнее будут заходить на рынок в расчете на госзаказ. Главный вопрос — в контенте.

У частников «Роскосмос» будет закупать лишь те сведения, которые не обеспечивает собственная группировка.

«Поэтому сегодня главная задача состоит в том, чтобы создавать те спутники и группировки, на которые есть спрос, но которых нет непосредственно у Роскосмоса, чтобы занять данный сегмент», - резюмировал Игорь Кожелин.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент