Росавиация закажет разработку системы предотвращения столкновений БПЛА и самолетов
Такой инструмент призван обеспечить безопасные полеты беспилотников и самолетов, на работы выделили 225 млн рублей.
Квадрокоптер и самолет в небе над Новосибирском. Иллюстративное фото: Александр Кряжев/РИА Новости
Научно-исследовательскую работу необходимо завершить не позднее 30 ноября 2025 г. Согласно техзаданию, система станет одной из ключевых технологий, направленных на обеспечение «приемлемого уровня безопасности полетов», и позволит снизить вероятность столкновения судов до менее чем 0,00000001 на один полет при нахождении в одном воздушном пространстве беспилотников или дрона и пилотируемого самолета.
Как следует из документов, существующая бортовая система предупреждения СПС, которая используется пилотами, непригодна для предотвращения столкновений с беспилотниками из-за многообразия типов, массовых и габаритных характеристик дронов. Исследования в области СПС дронов между собой и с ПВС ранее не проводились, «что ставит в зависимость отрасль беспилотной авиации от зарубежных разработок», заявлено в техзадании.
Согласно нацпроекту «Беспилотные авиационные системы», объем рынка российских БВС к 2030 г. составит 46 200 шт., а количество произведенных в стране аппаратов к этому же времени достигнет 32 500 шт.
До настоящего времени стандартизация СПС для БВС на международном уровне не завершена, готовых коммерческих продуктов по этому направлению нет, подчеркнул представитель Росавиации. Отечественных систем предупреждения столкновений беспилотных и пилотируемых судов не существует, подтвердил советник гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Владислав Шифрин. По его словам, в США есть разработка таких систем (опубликованы требования) и экспериментальные образцы.
Пока случаев столкновений дронов и ПВС в России не фиксировалось. Но наблюдались далеко не единичные случаи сближения беспилотников с гражданскими воздушными судами, что само по себе расценивается как событие с высокой степенью риска, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Но сегодня полеты беспилотников в районе аэродромов ограничены, а если оператор БПЛА получает разрешение на выполнение полетов на каком-либо участке воздушного пространства, этот участок закрывается для полетов пилотируемой авиации, – объясняет он. – Поэтому случаев аварий и катастроф удается избежать».
К тому же сейчас действуют довольно жесткие ограничения на полеты БВС. С 2022 г. любые дроны массой более 150 г должны быть в обязательном порядке зарегистрированы Росавиацией, напомнил Пантелеев. Для полетов же техники массой более 30 кг действуют специальные экспериментально-правовые режимы, ограничивающие ту зону, где такие устройства могут летать.
Создание технологий, позволяющих в одном воздушном
пространстве выполнять полеты ПВС и беспилотников, – это задел на будущее,
отмечает Пантелеев. Он уверен, что это очень важное направление развития,
которое позволит существенно повысить интенсивность использования беспилотников
для решения народнохозяйственных задач.