«Росатом» разрабатывает чип для аккумуляторов. Ориентируются на выпуск 1 млн штук в год
В России начинают разработку микросхемы управления процессами заряда и разряда автомобильных аккумуляторных батарей. Эксперты приветствуют инициативу «Росатома» — при производстве аккумуляторов зависимость от китайских компонентов близка к 100%.

Акционерное общество «Росатом РДС» объявило тендер на разработку микросхемы контроля и управления процессами заряда и разряда автомобильных аккумуляторных батарей. За опытно-конструкторские работы оно готово заплатить 84 млн рублей. Заявки на конкурс принимали до 23 апреля. Сейчас комиссия выбирает исполнителя контракта. Его объявят 15 мая.
Часть приложений к техническому заданию закупки написана на английском языке. Это говорит о том, что фактически подрядчик должен создать полную копию зарубежного чипа. Эксперты отмечают, что массовый выпуск таких устройств необходим отечественной автопромышленности, пока их выпускают только для военных нужд.
Себестоимость - 400 рублей
«Микросхема предназначена для балансировки заряда ячеек в литий-ионных батареях. Балансировка заряда между ячейками аккумулятора производится с целью предотвращения их повреждения при эксплуатации и увеличения срока службы. Основное применение — системы накопления энергии, электротранспорт», — ответили Mashnews в «Росатоме».
Устройство должно поддерживать два температурных режима: Industrial (от -40°C до +85°C) и Automotive (от -40°C до +125°C).
В технической документации контракта уровень безопасности микросхемы указан как ASIL D. Эта аббревиатура обозначает наивысший класс безопасности в автомобильной промышленности. Подрядчик должен гарантировать наработку на отказ не менее 25 тыс. часов при сроке службы 15 лет.
Разработать микросхему подрядчику предстоит в пять этапов. На первом, который продлится до 30 августа 2025 года, создадут топологию макетного образца, методики моделирования и конструкторскую документацию. К 2026 году необходимо изготовить стенд для испытаний и проверить работоспособность макетных образцов. К концу 2026 года разработают документацию для опытных образцов. На финальном этапе, который продлится до декабря 2027 года, предусматривается тестирование установочной партии микросхем.
В документации закупки уточняется, что себестоимость серийного образца не должна превышать 400 рублей при выпуске 1 млн экземпляров в год.
Все права на результаты работ передаются «Росатом РДС».
Англоязычное дополнение к техническому заданию
Простейшая схема
В запланированной разработке вряд ли будет что-то уникальное, пояснил Mashnews эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов.
«У нас очень давно уже существовали микросхемы-стабилизаторы напряжения и тока, в том числе которые обеспечивали подзаряд. Это просто очередной виток развития технологий. Это примитивнейшее микропроцессорное устройство. Делать миниатюрную штуку, наверное, не следует. Можно было бы сделать просто универсальный чип размером со спичечный коробок, в который впихнуть программу и навесить какое-то количество оборудования», — считает Попов.
Он уточнил, что техническое решение в данном случае не кажется сложной историей. По мнению эксперта, среднестатистический студент кафедры электроники в состоянии разработать необходимое устройство. «Это решение на уровне курсовой работы на третьем курсе», — говорит Попов.
Зависимость от Китая
Производство автомобильных аккумуляторов в России зависит от импортных компонентов примерно настолько же, насколько и все остальные отрасли, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«По ряду компонентов зависимость 100-процентная, по ряду — чуть меньше. По большому счету можно сказать, что в вопросе аккумуляторов наша зависимость близка к 100%, если мы говорим про отдельные элементы, и чуть ниже 100% — если говорим про готовые изделия. Когда у вас Китай занимает 95% рынка по катодам и анодам, то вы можете аккумулятор произвести самостоятельно, но некоторые элементы, которые вы используете в этом аккумуляторе, вы все равно приобретаете, скорее всего, где-то в районе Китая. Поэтому сейчас зависимость высочайшая. И учитывая существующие планы в области в том числе электротранспорта, создание интегральной микросхемы имеет смысл», — уточнил Фролов.
Эксперт с долей иронии отреагировал на информацию о том, что некоторые приложения к техническому заданию контракта написаны на английском языке и фактически представляют собой документацию зарубежного устройства.
«Надо сделать так же, как и у них. А вдруг кто-нибудь из Зеленограда скажет, что может? И сделает их? Представляете, как здорово будет? С чего-то ведь надо начинать», — отметил Фролов.
Однако с ним не согласился Дмитрий Попов. «Стопроцентная зависимость от Китая — это неправда. Например, в военной промышленности огромное количество чипов — отечественные. У нас это просто не поставлено на широкую ногу, но, если потребуется, мы в состоянии эту историю создать», — считает эксперт.
Он уточнил, что производством микроэлектроники занимаются не китайские, а тайваньские предприятия, и делают они это на весь мир. В результате с их конвейеров выходит вал продукции, что сильно снижает цену конкретной единицы.
В производстве печатных плат Россия достаточно бодро движется в сторону локализации отдельных компонентов, отметила председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева. Минпромторг в достаточной степени поддерживает создания процессоров, резисторов — то есть компонентов, которые размещаются на плате.
«Но каждое изделие индивидуально. Что-то китайское можно заместить, а что-то — нет. Но сами платы в любом случае проектируются и изготавливаются в России. Есть крупные предприятия, которые в промышленном масштабе их выпускают. Набивка компонентов тоже в России не вызывает никаких проблем. А вот с производством компонентов плат (того, что набивается) уже посложнее, и надо смотреть на конкретный конструктив платы. Пока идет разработка, я думаю, что и «Росатом» не скажет, что там получится по факту», — объяснила Гордеева.
А покупатель кто?
«Росатом» сейчас строит два завода по производству батарей для электромобилей, добавляет Александр Фролов. Первый должен начать работу в 2025 году в Калининградской области, второй — в 2026 году в Новой Москве. Управлять заводами будет компания «Рэнера». Эти предприятия станут ключевыми для развития отечественного электротранспорта.
«Данные, которые я видел по этим заводам, вызывали у меня некоторые сомнения, связанные с тем, что руководство «Росатома» и люди, связанные с этими заводами, педалирует тему производства аккумуляторных батарей для нужд электротранспорта. Очевидно, что те мощности, которые закладываются в заводы, не просто избыточны, при текущей загрузке рынка и производства электромобилей в России будут в лучшем случае загружены дай бог на 10%», — отметил Фролов.
Однако есть и другие области, где аккумуляторы могут пригодиться, уточнил он. Связаны они и с атомной энергетикой. По мнению эксперта, логично пытаться дальше локализовывать производство всех компонентов, но разумным это будет только в том случае, если рынок сбыта окажется достаточным для тех объемов, которые планируется производить.
СПРАВКА MASHNEWS
- АО «Росатом РДС» зарегистрировано в марте 2022 года в Москве. В 2024 году выручка составила 1,1 млрд рублей, убыток — 145 млн рублей. При этом убыток вырос более чем в два раза по сравнению с 2023 годом.
- ООО «Рэнера» зарегистрировано в 2011 году в Москве. В составе учредителей присутствуют физические лица, данные которых скрыты. В 2022 году выручка составила 543 млн рублей, а убыток — 429 млн рублей.