«Росатом» определит головные КБ и, возможно, создаст собственного главного конструктора атомных ледоколов
Госкорпорация «Росатом» подготовила проект Положения о головной конструкторской организации (ГКО), который, как сообщили Mashnews в Госдуме, вступит в силу уже 15 апреля. Порядок выбора ГКО в области атомного судостроения (проект есть в распоряжении редакции) вызывает споры.
Безопасность ядерных объектов
Проект Положения о головной конструкторской организации (ГКО) корпорации «Росатом» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Он уже прошел антикоррупционную экспертизу и общественные обсуждения. Первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский рассказал Mashnews, что документ вступит в силу уже 15 апреля.
Положение «Росатома» регламентирует функции головных конструкторских организаций и формулирует требования, которым ГКО должна соответствовать.
- ГКО должна обеспечить безопасность объектов с использования атомной энергии в случае отказа зарубежных изготовителейзапчастей от их поставок в Россию или в случае отказа передать конструкторскую документацию на запчасти российской организации.
- ГКО согласовывает конструкторскую документацию на
запасные части, разработанные российскими изготовителями.
- ГКО участвует в расследовании отказов в работе оборудования.
«На основании этого документа выбор головных конструкторских организаций Госкорпорации «Росатом» будет осуществлять сама Корпорация», – сказал Александр Козловский.
Депутат добавил, что головные конструкторские организации будут выбираться по группам однородной продукции. При этом по одной группе однородной продукции может быть выбрано несколько головных конструкторских организаций.
Претенденты на эту роль должны направить в «Росатом» соответствующую заявку, их рассмотрят за 30 дней, а сведения о выбранных головных конструкторских организациях в обязательном порядке будут размещаться Корпорацией на официальном сайте в течение 10 рабочих дней со дня издания приказа о выборе.
Атомоходам - отдельный документ
Кроме общего положения о головных конструкторских организациях подготовлен проект положения о ГКО в области атомного судостроения. Об этом говорится в письме замгендиректора «Росатома» Вячеслава Рукши к врио гендиректора АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» Игорю Чорному от 29 марта 2024 г.
Среди требований к этой головной организации - действующая лицензия Ростехнадзора на выполнение работ, разрешения на доступ к гостайне, опыт в проектировании судов с ядерными реакторами не менее пяти лет и требования поддерживать численность и квалификацию сотрудников организации на уровне, необходимом для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также иметь пакет документов, на основании которых разрабатывалась проектная документация на суда с ядерными ректорами.
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский возлагает на этот документ большие надежды.
«После его вступления в силу удастся существенно повысить уровень организации строительства атомных судов и упрочить ключевые позиции отрасли. Разработанное положение является своего рода пособием «от А до Я» по возведению и эксплуатации судов – от разработки проектов судов и плавсредств до их запуска. Особую значимость разработанное Положение приобретает в разрезе того, что «Росатом» ведет строительство целой линейки атомных ледоколов», – заявил первый зампредседателя думского комитета по промышленности и торговле.
Также он отметил значение этого документа для развития Северного морского пути.
«Важную роль этот документ сыграет и в контексте развития Северного морского пути (его инфраструктурным оператором является как раз «Росатом»), на который делается ставка как на альтернативное и перспективное направление доставки грузов на Восток нашей страны и в дружественные страны. Наши ледоколы отлично справляются и будут расширять услуги по сопровождению судов через северные моря. Одна из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» заключается в том, чтобы сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Госкорпорация разработала План развития инфраструктуры СМП до 2035 года», – объяснил депутат.
СПРАВКА MASHNEWS
- Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 - самые большими и мощными ледокольными судами в мире. Их главная задача - обеспечение круглогодичной навигации в Западном районе Арктики. Суда проекта заменяют собой атомные ледоколы проектов 10520 и 10580, срок эксплуатации которых уже завершен или завершается в ближайшие годы.
- Для работы в Арктике к 2030 году потребуется 160 судов высокого ледового класса, сказална заседании экспертного совета по Севморпути в Госдуме в конце марта замгендиректора «Росатома», глава дирекции СМП Вячеслав Рукша.
Споры о ледоколах
Сейчас на российском рынке работают два конструкторских бюро, обладающих лицензиями на проектирование судов с ядерной силовой установкой, оба находятся в Петербурге, располагаются в одном здании и даже называются почти одинаково – АО «ЦКБ «Айсберг» и АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг», первая компания аффилирована с ПАО «Роснефть», вторая - с АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Конфликт этих двух структур вышел на уровень президента России, у АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» осенью 2023 года Ростехнадзор приостановил действие лицензии, ссылаясь на недостаточность кадрового потенциала компании, а Положения о головной конструкторской организации «Росатома», как считает врио гендиректора АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг», является еще одним звеном этого конфликта. Который обусловлен борьбой за контракты по конструкторскому сопровождению атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика», необходимых для обеспечения работы Северного морского пути, и плавучего энергоблока проекта 20870.
По оценке Игоря Чорного, контракты на конструкторское сопровождение строительства «Якутии», «Чукотки», «Камчатки» и «Сахалина» (последних запланированных ледоколов проекта 22220) будут стоить не менее 2 млрд рублей. Дальнейшее обслуживание этих проектов даст КБ годовую чистую прибыль порядка 500 млн рублей на весь жизненный цикл обслуживания этих судов длиной в 60-70 лет.
Сейчас, как объясняет Чорный, статус ГКО имеет то ЦКБ, которое разрабатывает отчет по обеспечению безопасности объекта (ООБ). Для ледоколов проекта 22220 этот документ разработало АО «ОСК-Айсберг», что, по его мнению, делает ее позиции как головной конструкторской организации по этому проекту нерушимыми.
Росатом заведет свое КБ?
Член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрий Тортев рассказал Mashnews, что основной целью разработки Росатомом Положения о головной конструкторской организации, по его мнению, является попытка госкорпорации создать свою структуру и тем самым гарантировать себя от историй вроде срыва госконтракта по строительству атомных ледоколов «Арктика».
Он напомнил, что реформа по разделению «Росатома» на структурные подразделения длится с 2017 года. Изначально планировалось, что появятся центры прибыли и центры контроля над себестоимостью, чтобы сократить расходы и привести в порядок механизмы работы с контрагентами. Тогда же вместо дивизионов в рамках госкорпорации стали появляться отделы, отвечающие за готовый продукт.
С 2022 года началось увеличение доли госзаказа в гражданском судостроении. Два года назад премьер-министр России Михаил Мишустин поручил до 2030 года выделить из бюджета 118 млрд рублей на строительство еще двух атомных ледоколов. А недавно кабмин дополнительно объявил о выделении 22 млрд рублей на строительство атомных ледоколов. Сейчас на верфях «Балтийского завода» находятся три судна этого типа — «Ленинград», «Чукотка» и «Якутия». «Росатом» и сам проявил интерес к строительству новых ледоколов на фоне развития проекта грузоперевозок по Северному морскому пути в связи с изменением логистики, в том числе на мировом рынке грузоперевозок, рассказал Тортев.
«На мой взгляд, к созданию отдельного структурного подразделения для атомных судов «Росатом» подтолкнула история со срывом госконтракта по сдаче атомного ледокола «Арктика». По первоначальным планам, судно должны были спустить на воду в 2017 году, затем сроки неоднократно сдвигали из-за срыва поставок турбин. Не помогали даже кадровые перестановки. Хочу заметить, что в судостроении самым сложным считается головной заказ, на котором отрабатываются все технологические новации, последующие суда строятся значительно быстрее. И новая организация будет отвечать как раз за новые проекты. Не только за технологическую, но и за организационную часть», – уверен эксперт.
Он напомнил, что примером организационных проблем при строительстве атомных ледоколов «Арктика» можно назвать слабое взаимодействие всех участников цепочки строительства и отсутствие контроля.
«Когда Уральский турбинный завод посылал на испытания новые агрегаты, никто не контролировал, чтобы эти испытания проходили, пока дело не доходило до срыва графика. К сожалению, подобные проблемы по-прежнему сохраняются не только в данном секторе, но и во всей отрасли гражданского судостроения», – отметил Тортев.