Роботозамещение. Челябинский ответ на новые японские санкции
3 февраля Япония прекратила поставки в Россию промышленных роботов. В ответ в Челябинске начали строить завод, который собирается делать 600 роботов в год. Но этого мало — без национальной программы не обойтись.
KUKA Systems GmbH
Хороший робот — японский робот
Япония производит 50% всех промышленных роботов в мире, и при этом они самые высокопроизводительные, рассказал MASHNEWS руководитель лаборатории интеллектуальной и космической робототехники Сколтеха Дмитрий Тетерюков.
«Китай, несмотря на колоссальные инвестиции, пока не смог освоить производство качественных промышленных роботов и в основном закупает их у японских компаний. Правда, китайцы выкупили европейского лидера — компанию KUKA, чтобы получить доступ к технологиям для освоения производства в долгосрочной перспективе», — говорит Тетерюков.
«До недавнего времени промышленные роботы в Россию поставляли две крупнейшие японские компании: FANUC и КUKA. Их оборудование есть и на Челябинском кузнечно-прессовом заводе, но мы также начали использовать российские аналоги», — рассказывает совладелец Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ), депутат Госдумы Валерий Гартунг.
«Сначала отвалился FANUC, КUKA также перестала поставлять нам свою продукцию напрямую, это происходит через третьи страны. Речь о поставках шестиосевых роботов-манипуляторов. Но мы нашли им замену. Минувшим летом компания »Русский робот« представила робота-манипулятора, который брал вес в 120 килограммов. В ближайшее время он начнёт работу уже в составе робототизированной ячейки», — говорит Гартунг.
Зависимость российских авто- и авиапроизводителей от японских роботов невелика, говорят эксперты. В ПАО «КАМАЗ» заявили MАSHNEWS, что японские санкции никак не отразятся на работе предприятия. «Мы не сотрудничаем с японскими компаниями и не используем их оборудование», — сообщили на предприятии. В корпорации «Иркут» ответили, что компания не комментирует санкции.
Пока не страшно
Японские санкции, связанные с робототехникой, прямо сейчас не нанесут большого ущерба российской экономике, считает Дмитрий Тетерюков.
«В краткосрочной перспективе это не отразится на нашей экономике. Россия на данный момент — один из самых небольших рынков роботов среди развивающихся стран. Для сравнения: в 2021 году в России устанавливалось примерно 1000 роботов в год, и из них примерно половина, то есть всего 500 единиц, приходилось на роботов японской компании FANUC. А, например, в Китае устанавливали 268 тысяч роботов», — объясняет Тетерюков.
По его мнению, больше проблем японские санкции могут принести России в других отраслях промышленности. «Медицинское оборудование, сварочные аппараты, обрабатывающие центры, композитные материалы — здесь зависимость от японских технологий значительно более критическая. С другой стороны, это и возможности создать свой продукт. Но нужно понимать, что это требует огромных финансовых ресурсов и уникальных специалистов. И создать, например, аналог магнитно-резонансного томографа японской Canon на отечественных комплектующих за несколько лет не представляется возможным», — объясняет Тетерюков.
Лучшим ответом на недружественные действия японских властей станет развитие собственных высокотехнологичных производств, заявил Валерий Гартунг. Поэтому, по его словам, прямо сейчас забивают первые сваи в основание завода по производству промышленных роботов в Челябинске. Планируется, что это предприятие откроется в первом квартале следующего года, его производительность составит 600 роботов в год.
Спрос на роботы колоссальный, говорит Гартунг, особенно сейчас, в условиях серьёзного кадрового голода на промышленных предприятиях.
«Один промышленный робот сможет заменить на производстве восемь человек», — отметил он.
Нужны программа и финансирование
Японские санкции должны дать толчок для развития в России собственных программ в робототехнике, считает Дмитрий Тетерюков.
Китай в 2014 году запустил программу «Революция в робототехнике», анонсированную Си Цзиньпином. В 2021 году министерством промышленности и IT Китая была принята 14-летняя программа по разработке собственных роботов, а в 2022 году — программа производства интеллектуальных роботов.
В Японии в 2022 году был выделен 1 млрд долларов на программу «Стратегия новых роботов». В Южной Корее в 2022 году была принята программа «3-й основной план по развитию интеллектуальных роботов». Германия в 2022 году запустила программу «Стратегия высоких технологи», которая сфокусирована на разработке умных роботов, экзоскелетов и AR-технологий для индустрии, перечисляет Тетерюков.
«Мне не известны сколько-нибудь существенные программы развития робототехники в России», — добавляет он.
По словам Дмитрия Тетерюкова, уровень развития новых технологий робототехники в разных странах можно косвенно оценить по публикациям в главных конференциях ICRA и IROS. Примерно 40% составляют статьи из США, 30% — это Китай, 20% — суммарно Япония, Германия, Корея, Франция, Англия, Италия. И всего 10% приходится на оставшиеся страны.
«Большинство компаний в робототехнике было создано в университетах. Например, мирового лидера рынка БПЛА DJI создавал студент Гонконгского университет науки и технологий, FANUC создан выпускником Токийского университета, а Universal Robotics — инженерами Университета Южной Дании», — объясняет эксперт.
По его словам, в Японии многие ключевые отрасли высокотехнологичной промышленности держатся на компетенциях выпускников лабораторий робототехники, и таких лабораторий у них порядка тысячи. У нас в стране работает всего несколько лабораторий, где есть команды, которые стараются держать уровень технологий, — они расположены в Сколтехе, Иннополисе, ИТМО, Казанском федеральном университете.
«У нас гранты научных фондов в основном идут на фундаментальные исследования, а лаборатории робототехники финансируются по остаточному принципу. И это несмотря на то, что, выпускники, например, моей лаборатории являются одними из самых востребованных специалистов в стране. Кстати, мой выпускник из Сербии Марко Симич стал техническим директором одной из ведущих в Японии компаний по разработке технологий искусственного интеллекта для роботов — Ascent Robotics», — говорит Дмитрий Тетерюков.
Национальная программа развития робототехники в России не просто нужна — она жизненно необходима, поскольку это ключ к успеху при создании высокотехнологичной продукции и автоматизации логистики и транспорта, считает эксперт.
СПРАВКА MАSHNEWS:
Япония с 3 февраля 2023 года прекратила поставки в Россию вакцин, медицинского оборудования, радиоактивных материалов, оборудования для атомных объектов и производства композитных материалов, разведки нефти и природного газа.
Сергей Крапивин для MАSHNEWS