РКК "Энергия" отказали в компенсации за срыв поставок разгонных блоков к спутникам
На два года позже «Роскосмос» получил от производителей разгонные блоки для гидрометеорологических спутников «Электро-Л». Теперь в судах разбираются, кто кому какую неустойку за срыв поставок должен заплатить. Сейчас, когда Россию отключили от западных систем мониторинга погоды, эти спутники особенно актуальны.
Разгонные блоки задержались
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева не смогла взыскать с АО «Красноярский машиностроительный завод» компенсацию за срыв срока поставки базовых модулей разгонных блоков для гидрометеорологических спутников «Электро-Л». 2 октября Арбитражный суд Красноярского края полностью отказал РКК «Энергия» в удовлетворении исковых требований.
История начиналась так: в 2015 году «Роскосмос» заключил контракт с РКК «Энергия» на поставку разгонных блоков для двух аппаратов - «Электро-Л» №4 и «Электро-Л» №5.
Первый базовый модуль «Энергия» поставила 19 октября 2020 года, второй — 26 ноября 2020 года. Задержка поставки составила 679 дней по первому спутнику и 655 дней по второму.
«Роскосмос» подал в суд на РКК «Энергия», требуя оплатить неустойку в размере 1 млрд 61 млн рублей. В итоге в 2022 году с «Энергии» было взыскано в 4 раза меньше - 264 млн рублей (это 19% от общей цены контракта, который составил 1 млрд 381 млн рублей).
После того, как «Роскосмос» взыскал с корпорации компенсацию, «Энергия» подала в суд на «Красноярский машиностроительный завод» с требованием выплатить 80,5 млн рублей неустойки за несоблюдение сроков. Красноярский завод задержал свои поставки на 221 день по разгонному блоку для «Электро-Л» №4 на 221 день и на 185 дней по «Электро-Л» №5.
Свои требования представители РКК «Энергия» объяснили тем, что из-за нарушения сроков со стороны «Красноярского машиностроительного завода», корпорация не смогла вовремя выполнить обязательства перед «Роскосмосом», за что ее привлекли к гражданской ответственности. Однако в суде с доводами РКК «Энергия» не согласились.
СПРАВКА MASHNEWS:
- «Электро-Л» - гидрометеорологические спутники, на основании их информации составляются прогнозы погоды, ведется глобальный мониторинг климатических изменений.
- Первый спутник серии «Электро-Л» был запущен в 2011 году. В 2015-м на околоземную орбиту был выведен спутник «Электро-Л»№2, через четыре года - «Электро-Л»№3.
- В феврале 2023 года «Роскосмос» сообщил, что с космодрома Байконур был запущен спутник «Электро-Л» №4.
Неустойки не для всех
В технологической цепочке изготовления разгонных блоков для спутников «Электро-Л» задействованы три предприятия. Вначале Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева изготавливает маршевый двигатель, н поставляется на «Красноярский машиностроительный завод». Там делают базовый модуль со встроенным двигателем. Затем модуль и остальные комплектующие отправляют в РКК «Энергия», где происходит окончательная сборка.
В суде изучили содержание госконтракта между РКК «Энергия» и «Роскосмосом» и обнаружили, что «Энергия», согласно документу, полностью берет на себя ответственность за ненадлежащее исполнение контракта или его срыв.
«У каждого из субъектов этой цепочки правоотношений своя ответственность. Головной исполнитель (РКК »Энергия«) отвечает перед заказчиком в соответствии с госконтрактом, а подрядчик (»Красноярский машиностроительный завод«) согласно своему подряду. РКК »Энергия« не может переложить свои штрафы по государственному контракту на подрядчика, если договором с ним не предусмотрена такая обязанность. Именно к такому выводу пришел арбитражный суд», - прокомментировал MASHNEWS решение суда партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов.
«Роли у сторон в проекте разные - один отвечает за исполнение государственного заказа в целом, а другой лишь за его часть, в связи с чем их риски в проекте тоже отличаются. Поэтому если РКК »Энергия« хотела снизить свои риски по госконтракту, ей следовало учесть это в договоре с »Красноярским машиностроительным заводом« через неустойку или иным образом», - говорит Арбузов.
Эксперт подчеркнул, что такой подход при решении споров между подрядчиком и субподрядчиком не является чем-то новым.
«Еще в 2018 году Верховный Суд РФ в одном из определений отметил, что генеральный подрядчик и субподрядчик каждый отвечает лишь в рамках собственного договора», - объясняет Александр Арбузов.
Задержка не фатальна
«Переносы пусков из-за неготовности материальной части довольно часты. Эта проблема существует во всем мире. Думаю, что задержка с запуском одного аппарата не скажется на сроках запуска других», - сказал MASHNEWS Александр Шаенко, популяризатор науки, основатель проекта 435nm.
Однако перенос запусков метеорологических спутников сказывается на получении актуальных метеоданных.
«Самая главная возможная потеря - это исчезновение возможности мониторинга определенной части Земной поверхности. Что - в свою очередь - может привести к снижению качества метеопрогнозов и увеличению зависимости отечественных метеорологов от иностранных данных», - отметил Шаенко.
Именно для того, чтобы получать собственную, не зависящую от иностранных спутников, информацию об облачном покрове, состоянии Солнца и ретрансляции данных с автоматических метеостанций на пункты приема информации, проект «Электро-Л» и создавался.
Космическая система «Электро» появилась в 2011 году, но сейчас ее работа стала особенно актуальной - Россию отключили от европейских и американских спутниковых систем мониторинга погоды еще в прошлом году.
Как повлияла задержка с разгонными блоками «Энергии» на графике запуска спутников «Электро-Л», ни в «Роскосмосе», ни в РКК «Энергия» в медиапространстве не объясняли. MASHNEWS направил им запросы.
Как «Роскосмос» судится с «Энергией»
«Роскосмос» судится с РКК «Энергия» регулярно. 29 сентября Арбитражный суд Москвы в кассации подтвердил, что РКК «Энергия» должна выплатить неустойку в размере 11 млн рублей за несвоевременное выполнение опытно-конструкторской работы по управлению полетом МКС и российской орбитальной станции.
8 июня РКК «Энергия» обязали выплатить «Роскосмосу» 5 млн рублей за слишком долгое создание опытно-конструкторской работы, где должен был быть описан пилотируемый транспортный космический корабль нового поколения, способный долететь до Луны.
Всего с начала 2021 года в арбитраже рассматривалось 26 исков «Роскосмоса» к РКК «Энергия».