Рискованная экономия. Сотрудникам нравится не оформляться в штат предприятий, налоговиков это напрягает
Замена работников индивидуальными предпринимателями или самозанятыми позволяет снизить налоговые отчисления минимум в семь раз. Но налоговая служба может признать такую оптимизацию недобросовестной и применить к предприятию строгие санкции.
Соглашаясь на замену официально трудовых отношений гражданско-правовыми фактические сотрудники лишаются предусмотренных законодательством гарантий – защиту от увольнения, выплаты «больничных» и других. Но нередко сами работники просят компании не оформлять их в штат. Новое исследование портала hh.ru свидетельствуют, что с такими кандидатами сталкиваются 46% опрошенных петербургских компаний.
Сделки с ИП проверяют всегда
Законодательство не запрещает предприятиям передавать работы на аутсорсинг – поручать их выполнение ИП. Более того, индивидуальные предприниматели являются равноправными участниками государственных закупок. А в ряде случаем им, как представителям малого бизнеса, предоставляются специальные преференции.
Также выполнение работ предприятие можно поручить самозанятым. Единственное ограничение: такими подрядчиками не вправе выступать действующие или бывшие работники (в течение двух лет после увольнения). По данным Налоговой службы, выручка плательщиков налога на профессиональный доход за три года выросла в пять раз – примерно до 140 млрд рублей в месяц. Для справки: фонд оплаты труда за тот же период увеличился в полтора раза (данные Росстата).
Использование ИП и самозанятых позволяет обнулить 30-процентные страховые отчисления для работодателей и более чем в два раза снизить нагрузку для самих исполнителей. Но эксперты неоднозначно оценивают такую оптимизацию.
«Сделки с ИП и самозанятыми априори токсичны. Налоговый орган рассматривает их через призму незаконных финансовых операций, направленных на вывод денежных средств. По ИП всегда будет проверка – за 20 лет работы я не встречала исключений», – констатирует партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владлена Варшавская.
Настороженно к использованию псевдоработников относится и управляющий партнер юридической компании «Налоги и киберправо» Николай Андреев: «При выявлении оформленных как ИП работников налоговая инспекция успешно доначисляет работодателю НДФЛ, страховые взносы, пени и штрафы». Кроме того, частных бизнесменов нередко привлекают для вывода денежных средств. Поэтому взаимодействие компании с любым выполняющим работы или оказывающим услуги (реже – поставляющим товары) ИП находиться под особым вниманием налоговиком. Та же самая практика распространилась на работу с самозанятыми.
Защититься от претензий фискальной службы можно, доказав отсутствие прямой подчиненности ИП заказчику и его самостоятельность в принятии решений (например – несение расходов на свою деятельность)», – поясняет Николай Андреев.
Руководитель приоритетных проектов Enforce Law Company Александра Соловьева полагает, что для предупреждения рисков переквалификации отношений с ИП или самозанятым нельзя заключать такие договора массово, устанавливать график работы, фиксированную оплату без привязки к результату услуг или конкретному этапу, а также допускать выполнение работ на территории предприятия или с использованием его оборудования. Также важно утвердить с исполнителем техническое задание, порядок сдачи-приемки работ, сроки их исполнения и ответственность за его нарушение, возможность привлечения соисполнителей.
По мнению партнера Адвокатского бюро CTL Павла Астапенко, особое внимание налоговые органы обращают на ИП, являющихся плательщиками НДС.
«А с будущего года таковыми будут все предпринимателями с доходом свыше 60 млн рублей в год. Если операции реальные и НДС уплачивается надлежащим образом, никаких претензий со стороны инспекции быть не должно», – убежден эксперт.
Неформальное право. Судебная практика
Противоречивость судебной практики подтверждает выводы экспертов. Так, саратовское ООО «Фаворит» привлекло в качестве водителей и грузчиков 135 самозанятых. Налоговая инспекция установила, что по заключенным с такими гражданами договорам выполнялась не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, подрядчики нанимались по объявлениям о вакансиях, регистрировались в качестве самозанятых одновременно и получали большую часть дохода исключительно от одной компании. Допрошенные в качестве свидетелей псевдоработники подтвердили, что оформление статуса плательщика налога на профессиональный доход было обязательным условием ООО «Фаворит», они проходили собеседование и стажировку, подчинялись графику и внутреннему трудовому распорядку.
«Исходя из анализа обстоятельств по делу суд пришел к выводу о наличии совокупности признаков, свидетельствующих о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми и незаконной оптимизации заявителем уплаты страховых взносов», – отмечается в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа.
Для исполнения муниципальных контрактов челябинское ООО «Строймеханизация» наняло нескольких десятков самозанятых. Заключенные с ними договора предусматривали почасовые ставки, систему контроля и ежемесячную выплату вознаграждений. Но арбитражный суд не усмотрел в этом злоупотреблений. В актах фиксировались конкретные результаты, место и объем выполненных работ, у большинства привлеченных лиц отсутствует признак длительности или постоянства отношений (они работали на компанию несколько месяцев в течение года).
«Отношения, связанные с определением задания и контролем результатом его выполнения сам по себе не свидетельствуют о наличии трудовых отношений и присущи не только им, но договорам подряда, оказания услуг и иным», – заключил арбитражный суд, отклоняя доводы Налоговой службы.
Игры доброй воли
Неоднозначно складываются и отношения компаний с самими псевдоработниками. С одной стороны, многие граждане просят работодателей не оформлять с ними официальный трудовой договор и даже выдавать зарплату в конверте. Исследования портала hh.ru свидетельствуют, что с такими кандидатами сталкиваются почти половина (46%) опрошенных петербургских компаний, причем количество желающих работать нелегально увеличивается.
С другой стороны, в случае конфликта согласившийся на работу как самозанятый может предъявить претензии, обратиться в надзорные органы и потребовать оформления в качестве полноправного работника.
Такой иск против якутского ООО «Ноосфера» предъявил Павел Остафийчук. Договор предусматривал техническое обслуживание и адаптацию программного обеспечения, стоимость работ стороны определяли индивидуально и фиксировали в акте. Но через три месяца, когда заказы прекратились, подрядчик потребовал оформить его как работника. Он утверждал, что ему обещали фиксированную заработную плату в 30 тысяч рублей в месяц, но, накопив задолженность, компания незаконно его уволила.
Отклоняя этот иск суд констатировал, что Павел Остафийчук был зарегистрирован как плательщик налога на профессиональный доход, а вступая в гражданско-правовые отношения с заказчиком осознанно применял к получаемому вознаграждению специальный налоговый режим.
СПРАВКА MASHNEWS
- С выплачиваемой заработной платы работодатель обязан удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ, от 13%), а сверх того – перечислять 30-процентные взносы на пенсионное, социальное и обязательное медицинское страхование (так называемые зарплатные налоги). Таким образом, с каждого полученного работником рубля в казну и внебюджетные фонды уходит до 50 копеек.
- Тогда как зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) может платить единый налог всего в 6% с выручки. Ежегодно надо отчислять фиксированные страховые взносы на пенсионное и социальное страхование (49,5 тысяч рублей), но они вычитаются из шестипроцентного налога и при годовом доходе свыше миллиона рублей полностью зачитываются.
- Заключая договор на выполнение каких-либо работ с ИП предприятие-заказчик относит его вознаграждение на расходы и от любых «зарплатных налогов» освобождается. Равно как не обременено трудовыми обязательствами – не должно предоставлять подрядчику отпуск, задумываться о безопасности его деятельности, увольнении и так далее.
-
Уже
четыре года все россияне могут получить статус самозанятого – плательщика
единого налога на профессиональный доход. Он позволяет оказывать услуги или
продавать продукцию, уплачивая с полученного от компаний вознаграждения опять
же всего 6%. Обязательные страховые отчисления отсутствуют. Но есть несколько
ограничений: запрещается перепродажа товаров (торговая деятельность), а годовой
доход ограничен суммой в 2,4 млн рублей.