12 ноября 2020 18:55
читать 8 минут

Репортаж: как на "Северной верфи" спускали ярусолов "Марлин"

В четверг, 12 ноября, на «Северной верфи» спустили на воду ярусолов «Марлин» проекта MT1112XL. Об этом сообщает корреспондент MASHNEWS c места событий. Судно строится в рамках инвестиционной программы Минпромторга «квоты под киль» для рыбодобывающей компании «Глобус» из Архангельска. 

Экологическая ловля

Прежде чем рассказать о церемонии спуска на воду, предлагаем познакомиться с типом «рыбака». «Марлин» - это современный ярусолов-процессор. Он предназначен для высокотехнологичного и экологического лова рыбы. Судно соответствует всем международным требованиям по защите окружающей среды: ярусный способ лова - наиболее щадящий для водной экосистемы, поскольку минимизирует воздействие на морское дно и позволяет ловить строго определённые виды рыб, не нанося ущерба остальным и сохраняя кормовую базу и молодь рыбы.



Ярусолов «Марлин» сможет ловить рыбу почти при любой погоде. За счет винторулевых колонок, ранее в отечественном рыбопромысловом флоте не применявшихся, судно получит высокую маневренность, необходимую при работе с ярусом. Благодаря системе выборки яруса через тоннель в днищевой части корпуса «рыбака» (MoonPool) рыбу можно ловить практически без потерь в любую погоду. Выловленные с помощью яруса биоресурсы сохраняют свой первоначальный вид. На ярусолов установят современную рыбоперерабатывающую фабрику для обработки улова и производства разных видов замороженного филе, а также консервов из печени и икры трески.

 

«Марлин» заложили на «Северной верфи» 14 сентября 2018 года. Разработчик проекта - норвежское КБ Marin Teknikk AS. Стоит отметить, что «Марлин» – не первый ярусолов, который спущен на воду силами корабелов судостроительного завода. Всего в серии будет три подобных судна – два из них строятся для компании «Вирма», и одно для компании «Глобус».



Характеристики ярусолова-процессора проекта MT1112XL:

· Длина, м - 58,6;

· Ширина, м - 13,0;

· Высота борта, м - 5,9;

· Валовая вместимость, т - 2200;

· Мощность ГД, кВт - 2х1350;

· Скорость при полном грузе, узлов - 13;

· Экипаж, чел. - 30;

· Автономность - 45 дней;

· Ледовый класс - ICE-3.

 

По словам представителей компании «Глобус», «Марлин» отправится на промысел в Норвежское и Баренцево моря. Ярусолов будет ловить треску, пикшу, зубатку, палтуса, окуня, ерша и камбалу. 

Подарок на день рождения

В церемонии спуска на воду «Марлина» приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, генеральный директор компании «Глобус» Андрей Заика и глава «Северной верфи» Игорь Орлов.




Губернатор Санкт-Петербурга открыл церемонию, отметив, что спуск «Марлина» на воду оказался прекрасным подарком на день рождения «Северной верфи», которая будет праздновать 108-летие со дня основания буквально на днях. Беглов подчеркнул, что впереди у завода много работы и много заказов, потому что уже сейчас предприятие строит десять судов. 

Губернатор Архангельской области сказал, что в регионе ждут «Марлин», потому что именно с его прибытием рыбаки Поморья получат новые компетенции.


Глава Росрыболовства Илья Шестаков подчеркнул, что изначально в отечественные верфи никто не верил, потому что до этого в России никто не строил рыбодобывающий флот. Сегодня ситуация изменилась, и инвестиционная программа «квоты под киль» позволила всерьез заняться обновлением рыболовецкого флота. По его словам, сегодня на отечественных верфях.


Кстати, крёстной матерью ярусолова «Марлин» стала глава Приморского района Архангельской области Валентина Рудкина. Именно она разбила бутылку, ознаменовав начало большого пути «Марлина».



«Глобус» о «Марлине»

После официальной части на вопросы журналистов ответил генеральный директор компании «Глобус» Андрей Заика. Он объяснил, что имя выбрано неслучайно – весь флот «Глобуса» носит названия рыб. Например, «Капелан», «Антиас» и «Капродон».

Всего у компании восемь судов (вместе с новым «Марлином»). По словам главы «Глобуса», ярусолов-процессор - судно абсолютно нового уровня. Оно сможет ловить в полтора раза больше биоресурсов, с гораздо более разнообразным ассортиментом выпускаемой продукции, которая будет востребована в любое время на любом рынке.


Журналисты поинтересовались, почему судно строится по иностранному проекту и чем он лучше российских разработок. Генеральный директор «Глобуса» объяснил, что норвежские проекты ярусоловов считаются самыми лучшими и передовыми, потому что именно норвежцы - лидеры в этой отрасли, не имеющие конкурентов.

Надо сказать, что если бы не программа «квоты под киль», то вряд ли бы «Глобус» взялся за строительство нового ярусолова. Но, как заметил Андрей Заика, раз государство предлагает 30-процентную субсидию при строительстве «рыбаков» на российских верфях, то подобные решения могут быть интересны для судовладельцев.

Глава «Глобуса» также рассказал о «начинке» «Марлина». По его словам, компания соблюдает все требования по локализации на судне: отечественных комплектующих - более 40% от общего количества. Дело в том, ряд позиций оборудования ничем не заменить. Например, у ярусной линии нет аналогов, её весь мир заказывает в Норвегии. А рыбоперерабатывающие фабрики в России ещё делать не научились в должном качестве. Поэтому на судне установят фабрики зарубежного производства.

Загрузка на годы вперед

Глава «Северной верфи» Игорь Орлов рассказал, что завод в настоящее время загружен до 2028 года. Вся гражданская линия предприятия занимает 40% от общего объема заказов.



Что касается спущенного на воду «Марлина», то передача ярусолова-процессора намечена на середину 2021 года. По словам Орлова, сегодня в портфеле заказов «Северной верфи» - 18 судов. На 14 единиц 
контракты уже подписаны, подписание ещё четырёх ожидается на следующей неделе.  


Что это даёт отрасли

Программа Минпромторга по обновлению рыбодобывающего флота в России набирает обороты. Уже несколько судостроительных заводов спустили на воду траулеры и ярусоловы в рамках «квот под киль». 




Что это значит для отрасли? По словам главы Росрыболовства, это совершенно новые, эффективные суда. «Самое главное, что инвестиционная программа предполагает, что судостроительные верфи строят не просто суда, а настоящие плавающие рыбоперерабатывающие фабрики с безотходным производством. Это совершенно другой уровень и другое качество продукции», - резюмировал он.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: