Регистр судоходства готовит нормативы для судов на аммиаке
Российский морской регистр судоходства создает нормативные документы для судов на альтернативных видах топлива. Одним из таких документов стало Временное руководство по использованию аммиака в качестве топлива, рассказал Mashnews глава Росрегистра Сергей Куликов.
В сентябре представители Росрегистра приняли участие в работе 1-го совещания Межсессионной рабочей группы Международной морской организации (ИМО) по разработке технических положений по безопасности судов, использующих альтернативные виды топлива. До конца года в ИМО должны завершить работу над документом, после одобрения его смогут использовать страны-члены ИМО. Разработка документов для судов на альтернативных видах топлива ведется в рамках борьбы с ростом выбросов парниковых газов.
Сергей Куликов пояснил, что в настоящее время в мире насчитывается всего несколько единиц судов, использующих аммиак в качестве топлива. Перспективы увеличения их числа, экономическая целесообразность использования аммиака вместо СПГ или дизельного топлива будут зависеть от того, по какому пути далее будет развиваться международное судоходство, насколько успешно будут реализовываться проекты по использованию аммиака на судах, станут ли технологии, связанные использованием аммиака, доступнее, сможет ли промышленность обеспечить в достаточном количестве и по доступной цене поставки аммиака для использования в качестве судового топлива и др.
«Задача ИМО в этом контексте - разработать рекомендации и, в перспективе, систему норм международно-правового регулирования в области безопасности судов при использовании аммиака и других видов топлива, на основе имеющегося мирового опыта, научно-технической проработки и наилучших практик. Т.е. в данном случае ИМО работает на перспективу и создает универсальные «правила игры», которые позволят успешнее реализовывать проекты, связанные с использованием альтернативных видов топлива, исходя из необходимости обеспечить безопасность экипажа и судна в целом, а также минимизировать риски для окружающей среды», - сказал Куликов.
Пока в мире есть очень небольшое количество судов на аммиаке, хотя нормативная база активно готовится. Например, в августе японская компания Nippon Yusen Kaisha представила первое в мире коммерческое судно, работающее на аммиачном топливе. Она перестроила буксирное судно 2015 года, работавшее на газомоторном топливе, под аммиак.
В конце прошлого года норвежская компания Yara International анонсировала первый в мире контейнеровоз на топливе из чистого аммиака Yara Eyde. Yara International - норвежская химическая компания, мировой лидер по поставке минеральных удобрений, аммиак используется для их производства.
Yara Eyde появится в 2026 году, это относительно небольшое судно будет курсировать между Норвегией и Германией на расстоянии порядка 442 морских миль, чуть более 800 км.
Стоит отметить, что токсичность аммиака в 15 раз выше солярки. Выбросов углекислого газа при его полном сжигании не происходит, однако полное сжигание аммиака – большая редкость и скорее лабораторная практика, чаще всего при его горении образуется оксид азота, парниковый эффект от которого в 300 раз выше углекислого газа. Также и энергоэффективность этого топлива оставляет желать лучшего - «норвежский» аммиак требует для производства 14,38 киловатт-часа на килограмм продукта, а отдает при сгорании только 5,17 киловатт-часа.