Рецессия в лесу. Иностранцы не могут выйти из деревообрабатывающих активов
Минимум три отечественных предприятия лесопромышленного комплекса на Северо-Западе России остановили работу. Иностранные компании пытаются продать свои деревообрабатывающие российские активы, но не слишком успешно. 2023 год переживут не все компании отрасли, а те, кто останется, будут тратить заработанное в предыдущие годы на сохранение позиций на рынке.
Экономика плюс политика
Прекратил деятельность «Череповецлес» (Вологодская область), сократила объёмы заготовки группа «Титан» из Архангельской области.
Группа компаний «УЛК» остановила работу своего Пестовского лесопромышленного комплекса (Новгородская область), который производил биотопливо. «Две наши другие площадки по выпуску биотоплива работают, поскольку у них себестоимость ниже, чем в Пестово», — пояснил генеральный директор ГК «УЛК» Владимир Буторин.
«Мы также остановили производство продукции, потому что в Европу экспорта нет», — говорит глава Runko Group Александр Ошкаев.
О снижении объёмов заготовки и производства заявил холдинг «Вологодские лесопромышленники».
У принадлежащих иностранцам предприятий экономические причины прекращения работы перемежаются с политическими. Раньше всех об остановке производства на заводах в Ленинградской и Новгородской областях сообщила шведская IKEA. Позже к ней присоединился финский концерн UPM, управляющий в Новгородской области фанерным заводом. Без громких заявлений перестали работать предприятия финского холдинга Metsa и австрийской Mayr-Melnhof Holz.
Проблемы есть у всего лесопромышленного комплекса, но на Северо-Западе лесопромышленники пострадали сильнее — здесь предприятия были ориентированы на экспорт в Европу, а теперь он под санкциями. В Ленинградской области по итогам трёх кварталов 2022 года заготовка древесины упала на 41%, сообщили в областном комитете по природным ресурсам. В других субъектах падение меньше, но тоже есть.
В целом по России в 2022 году, по данным аналитического агентства Whatwood, объём заготовки древесины составил 190 млн куб. метров, это на 18% меньше, чем в 2021 году (тогда было 224 млн куб. метров). От более значительного падения ситуацию спасло то, что предприятия активно экспортировали готовую продукцию в первом полугодии 2022 года, ещё до введения санкций.
Смена собственников
К началу года лесопромышленники подошли в состоянии лёгкой паники. Правда, банкротств или ухода с рынка заметных игроков не было. Однако структура собственников в лесопроме начала меняться.
Американская International Paper (IP) продала сначала производителя бумаги Светогорский ЦБК. А в январе этого года IP заявила, что выходит из совместного с Группой «Илим» предприятия, а также продаёт свою долю непосредственно в «Илиме».
Mayr-Melnhof Holz продала свой лесопильный завод в Ленобласти группе «Аспэк» из Удмуртии.
Трудно уйти из России
Производство бумаги на заводе «Монди Сыктывкарский ЛПК» / mondijobs.ru
У других компаний, участвующих в кампании «Уйти из России», с этим уходом всё не так гладко.
Австрийская Mondi хотела продать свой Сыктывкарский лесопромышленный комплекс структуре совладельца «Фармстандарта» Виктора Харитонина за 95 млрд рублей. Однако федеральные власти не одобрили сделку. Как писал РБК, по одной из версий, сделку отклонила ФАС, по другой — одобрение не дала правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
IKEA с завидной регулярностью заявляет, что ищет покупателей на свои активы и что переговоры с претендентами идут. В качестве одного из них называлась Segezha Group, входящая в АФК «Система». Однако объявления об окончательной продаже нет.
Финская UPM не продала свои российские активы, но изменила структуру собственности. По данным СПАРК, новым собственником ООО «ЮПМ Кюммене» и ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово» стало АО «Астронаут Рус Холдингс Ою», одна из финских структур UPM. Для чего это было сделано, в пресс-службе UPM не пояснили. «Возможно, UPM хочет по возможности дистанцироваться от своих активов в России», — считает один из собеседников MASHNEWS.
Некоторые иностранные лесопромышленники предпочли затаиться, например, финский холдинг Metsа. Как рассказали MASHNEWS несколько участников рынка, компания не хочет уходить из России и сейчас ставит работу на паузу. К концу прошлого года владелец ООО «Мется Свирь» и ООО «Мется Форест» в Подпорожском районе Ленобласти начал увольнять сотрудников. Однако в этом году предприятия возобновили заготовку древесины, чтобы сохранить аренду и часть штата. Структура собственников предприятий не поменялась. Но на предприятиях сменилось руководство: сейчас ими управляет УК «Петростиль» Владислава Забродина, совладельца юридической компании CLS. Как пояснил источник, знакомый с ситуацией, CLS давно оказывает юридические услуги предприятиям Metsa в России.
Оценивая последствия ухода иностранцев из российского леспрома, эксперты говорят, что больших проблем в отрасли из-за смены собственников не произойдёт.
«Руководят предприятиями грамотные, опытные специалисты, и если новые собственники не будут их менять, эффективность менеджмента не снизится», — комментирует Игорь Новоселов, аналитик информационно-аналитического портала WhaWood.
На что надеются
Лесопромышленники стараются перенаправить экспорт в сторону Китая, доля которого в общем объёме экспорта пиломатериалов составляет около 70%. Однако тут есть ряд сложностей.
Во-первых, заметно подорожали контейнерные перевозки из-за того, что крупнейшие игроки этого рынка — Maersk, MSC, CMA CGM — ушли из России. Кроме того, внутри страны недостаточно специальных вагонов для перевозки пиломатериалов, а железнодорожная инфраструктура на востоке России не рассчитана на такой объём перевозок, который требуется сейчас, поясняет аналитик «Леспроминформ» Артём Лукичев.
Во-вторых, стоимость пиломатериалов в Китае значительно упала. «Сейчас цены на пиломатериалы составляют около $200 за 1 куб. метр, хотя ещё в начале прошлого года они были около $380 за кубометр», — объясняет Владимир Буторин.
На внутреннем рынке предложение значительно превышает спрос; в России попросту нет такого количества перерабатывающих заводов, которые могут закупать весь объём сырья, поясняют участники рынка.
Что мешает
© Павел Лисицын / РИА Новости
Прогнозы на 2023 год: заготовка древесины в РФ может снизиться на 30% по сравнению с 2021 годом.
«По большому счёту, глобальных последствий от санкций и кризиса мы ещё не видели, они будут разворачиваться весь 2023 год. И падение заготовки древесины, скорее всего, продолжится», — полагает Артем Лукичев.
«Действующие игроки, которые накопили деньги за предыдущие годы и готовы были вложить их в новые проекты, теперь будут тратить эти средства на то, чтобы сохранить позиции на рынке», — добавляет эксперт.
Впрочем, некоторые игроки делают оптимистические прогнозы. Например, Владимир Буторин говорит, что ситуация с перевозками улучшается; цены на контейнеры могут снизиться, есть предпосылки для роста цен на пиломатериалы. «Я считаю, что в течение года они будут дорожать, и цены повысятся как минимум до $250 за кубометр», — надеется он.
А глава Союза лесопромышленников Ленобласти Владимир Петров считает, что ситуацию сможет исправить внутреннее потребление древесины и создание новых производств. Правда, создание предприятий с нуля – процесс небыстрый, говорят участники рынка.
Что поможет
Поддержать лесопромышленный комплекс может федеральный центр. В конце декабря прошлого года Правительство РФ после долгих переговоров с лесопромышленниками согласилось изменить систему лесных платежей. Было объявлено, что в этом году арендная плата за пользование участками лесного фонда временно будет рассчитываться на основании фактической заготовки древесины арендаторами.
«Такая мера будет наиболее эффективной в текущей ситуации», — считает Владимир Петров.
СПРАВКА MASHNEWS:
В досанкционном 2021 году экспорт продукции лесопромышленного комплекса превысил $17,5 млрд. Рослесинфорг зафиксировал рост валютной выручки по всем видам продукции: пиломатериалы — 42,5%, круглый лес — 0,3%, ДСП — 103,6%, ДВП — 50,5%, фанера — 67,3%, целлюлоза — 29,1%, бумага, картон и изделия из них — 29,6%, мебель — 43,1%.
Екатерина Миронова для MASHNEWS