Развитие ИИ дало толчок. Госзакупки интернета вещей выросли почти на 60%
В России стремительно растут комплексные госзакупки IoT. Эксперты считают, что это связано с обустройством аэропортов и цифровизацией энергетики.

В январе-июне 2025 года объем госзакупок IoT (концепция «интернет вещей») составил почти 2,8 млрд. При этом более 90% закупок приходится на сектор государственных компаний в рамках 223-ФЗ. Это следует из данных, которые для Mashnews подготовили эксперты ИТ-платформы В2В-РТС (объединяет РТС-тендер, B2B-Center и ОТС). Mashnews изучил статистику и попросил экспертов оценить данные.
Рост на 59%
Общая сумма заключенных договоров на поставку оборудования в рамках интернета вещей (маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа) по 44-ФЗ и 223-ФЗ в январе-июне 2025 года составила 2 млрд 778 млн рублей, что на 59% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1 млрд 752 млн). Одной из стабильных тенденций остается то, что заказчики часто проводят комплексные ИТ-закупки, покупая компьютеры, периферию, программы, а также оборудование, которое относится к IoT.
По 223-ФЗ в первом полугодии 2025 года проведено 362 процедуры, объем закупок составил 2 млрд 532 млн рублей (+75%). Наиболее активно IoT заказывали Москва (1 млрд 765 млн рублей), Ростовская (158 млн) и Московская области (98 млн). В числе крупнейших заказчиков, по оценкам В2В-РТС, в этом году — «Госкорпорация по ОрВД», «Россети Цифра» и «ТЭК Информ».
Стоит отметить, что в «ТЭК Информ» Mashnews сообщили, что IoT-оборудование компания не закупает. Приобретаются автоматизированные информационные системы коммерческого учета электроэнергии, системы обмена технологической информацией, а также системы управления технологическими процессами. «Технологии IoT в указанных системах не применяются», — заверили в «ТЭК Информ».
В рамках 44-ФЗ в январе-июне этого года опубликовано 200 тендеров, сумма заключенных контрактов составила 246 млн рублей (зафиксировано снижение на 17%). Пик таких закупок пришелся на прошлый год, что может объяснять текущее временное снижение. Основными регионами-заказчиками оборудования были Новосибирская область (120 млн рублей), Москва (33 млн), Забайкальский край и Нижегородская область (по 9,5 млн). Основным заказчиком на сегодня оказался «Центр информационных технологий Новосибирской области».
Что касается причин активного роста, то по мнению экспертов В2В-РТС, это связано с развитием искусственного интеллекта (ИИ) и с переходом на отечественное ПО, которое планомерно вводится с 2025 года в рамках правил национального режима. Новые требования о переходе на российские системы управления базами данных, которые вступят в силу с 2026 года, также подстегнут развитие этого сектора закупок.
Переход к цифровым моделям управления
Рост количества госзакупок в сфере интернета вещей обусловлен активным переходом государственных структур и компаний к цифровым моделям управления, считает заместитель генерального директора по научной работе АО «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров. IoT-устройства позволяют в режиме реального времени собирать данные, повышать прозрачность процессов, оперативно реагировать на изменения и минимизировать человеческий фактор. Такие технологии особенно востребованы в отраслях с высокой нагрузкой на инфраструктуру — ЖКХ, энергетике, транспорте. Кроме того, заметно усилилось внимание к вопросам импортозамещения и технологической независимости, что подталкивает рынок к расширению закупок отечественных решений, в том числе оборудования в рамках интернета вещей, подчеркнул эксперт.
«Мы также наблюдаем, что интернет вещей все чаще становится частью комплексных ИТ-проектов — закупки проходят в составе более широких цифровых экосистем, включающих серверное оборудование, ПО и средства аналитики. Это логичное развитие подхода к цифровой трансформации, при котором важно не просто внедрить отдельное «умное» устройство, а выстроить сквозную цепочку от сбора данных до принятия управленческих решений. Именно такой системный подход позволяет госзаказчикам повышать эффективность своей работы, снижать затраты и повышать уровень сервиса для граждан», — отметил Бочаров.
Причинами для роста госзакупок именно в сфере интернета вещей можно назвать общий вектор на цифровизацию госсектора в рамках дорожной карты (Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления до 2030 года), объяснил глава представительства Totolink в России, эксперт департамента ИТ ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Дмитрий Акиньшин.
«Можно еще сослаться на распоряжение правительства «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», а также на Указ Президента № 309. Помимо этого, драйвером для роста IoT стало проведение проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город»», — добавил Акиньшин.
Комплексные закупки
Основными факторами, из-за которых заказчики предпочитают комплексные решения, является стремление получить решения в рамках единой экосистемы (а не «зоопарк» решений), отметил Дмитрий Акиньшин. Также играет роль тот факт, что IoT-оборудование, представляющее из себя различные датчики, сенсоры, контроллеры и прочее, требует интеграции с ПО, серверами и периферийным железом. В результате при проведении закупки нужно быть уверенным, что все оборудование будет между собой совместимо и хорошо работать, уточнил эксперт.
Госзаказчики все чаще смотрят на ИТ как на целостную систему, а не набор отдельных компонентов, добавил Михаил Бочаров. Если раньше можно было купить только датчики или контроллеры, то сегодня важно, чтобы все работало в связке — от оборудования до софта, аналитики и защиты. Такой подход позволяет запускать полноценные проекты «под ключ» и сразу получать ощутимый эффект.
«Плюс это просто удобнее — вместо десятков разрозненных тендеров провести одну комплексную закупку, где есть все необходимое. Это экономит время, снижает риски несовместимости и помогает быстрее реализовать задуманное. Особенно это актуально в условиях, когда времени и ресурсов у заказчиков не так много», — подчеркнул Бочаров.
«Умные» аэропорты и датчики
Можно предположить, что «Госкорпорация по ОрВД» закупает IoT в рамках внедрения отечественного цифрового сервиса D-ATIS для передачи метеорологической и аэронавигационной информации экипажам воздушных судов, отметил Дмитрий Акиньшин. Однако в то же время сложно представить, каким образом интернет вещей может быть полезен в воздухе.
«В прошлом году компания активно занималась переводом на отечественные рельсы рабочие места, закупая «Ред ОС» и «МойОфис». Предположу, что интернет вещей можно интегрировать для создания «умных» аэропортов (мониторинг, логистика багажа)», — говорит Акиньшин.
Что касается «Россети Цифра», то тут картина более понятная, уточнил эксперт. С помощью интернета вещей можно передавать различные показания датчиков контроля энергопотребления, и объем закупок в этой сфере вполне оправдан.
Для крупных компаний интернет вещей — это уже не перспектива, а часть ежедневной операционной практики, подчеркнул Михаил Бочаров. У них огромные, распределенные объекты, где ручной контроль просто невозможен. Им нужно видеть, что происходит на каждом участке в любой момент времени — будь то воздушное пространство, электросети или объекты энергетики.
«Кроме того, у этих компаний есть ресурсы и стратегическая задача — быть технологическими лидерами в своих отраслях. IoT помогает им не просто следить за состоянием систем, а выстраивать предиктивные модели, планировать обслуживание, управлять рисками. Это про устойчивость и про переход от реактивного управления к проактивному — и в этом смысле их активность в закупках абсолютно обоснована», — добавил Бочаров.
Агросектор тестирует
Всплеск интереса к интернету вещей в Ростовской области может быть связан с реализацией одного или нескольких крупных региональных проектов, где интернет вещей играет ключевую роль — например, модернизация систем ЖКХ, транспорта или энергоснабжения, отметил Михаил Бочаров. Часто такие инициативы идут в рамках нацпроектов или программ цифровой трансформации регионов. Если регион активно включился в процесс, результат сразу отражается в статистике закупок.
Кроме того, возможна активная позиция местных госкорпораций или предприятий с государственным участием, которые закупают IoT-оборудование централизованно, добавил Бочаров. Иногда достаточно одного крупного заказчика — скажем, в энергетике или промышленности — чтобы регион занял второе место по объемам закупок. Так что речь не обязательно о повсеместной цифровизации, а скорее о точечном, но масштабном проекте, который тянет за собой всю статистику.
Ростовская область заняла второе место по объемам госзакупок интернета вещей, поскольку могла быть выбрана площадкой для тестирования IoT-решений в агросекторе, считает Дмитрий Акиньшин. Помимо этого, в регионе могут действовать локальные программы по типу упомянутого «Умного города».
Новосибирская область заняла первое место по закупкам интернета вещей по 44-ФЗ по той причине, что значительная часть IoT-закупок идет через учреждения, работающие по данному федеральному закону — школы, больницы, муниципальные службы, отметил Бочаров. А в той же Москве крупные объемы часто проходят по 223-ФЗ (через городские компании и госкорпорации), поэтому они в статистику по 44-ФЗ не попадают, подытожил эксперт.