11 июля 2025 10:43
читать 13 минут

Разрыв не в счет: ОСК сохранила контракт на поставку композитных катеров для МЧС

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) все-таки поставит МЧС 48 спасательных катеров, несмотря на протесты заказчика, который дважды пытался разорвать контракт.

«Исполняли обязательства»

Центральная база измерительной техники МЧС России не смогла в одностороннем порядке разорвать контракт на поставку 48 катеров, которые под заказ с 2022 года строили на судостроительном заводе «Вымпел» (входит в ОСК, находится в Рыбинске). 3 июля Арбитражный суд Москвы посчитал, что структура МЧС не имеет право в одностороннем порядке отказываться от судов, ведь даже несмотря на просрочку стороны продолжали согласовывать цену и график испытаний судов, а большая часть катеров заказчику уже передана. Решение не вступило в законную силу, у МЧС есть месяц на обжалование.

Контракт на поставку катеров Центральная база измерительной техники МЧС России заключила с ОСК еще в августе 2022 года, предполагалось, что заказчик получит суда уже в декабре 2023 года.

В рамках контракта «Вымпел» должен был изготовить крупную партию катеров разных серий, самая крупная из них — по проекту МС001, который разработан специально под этот заказ. Созданием технического проекта занималось входящее в ОСК Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», рабочую конструкторскую документацию подготовил отдел перспективного судостроения «Вымпел».

Особенность катеров проекта МС001 — в использовании композитных материалов, корпус сделан из алюминиево-магниевого сплава, а кокпит и консоль — из полимерного композита. Катера проекта планировалось использовать для патрулирования и аварийно-спасательных работ. Головной катер МС001 успешно испытали летом 2023 года, а презентация проекта прошла на выставке  «Комплексная безопасность-2023».

В декабре 2024 года «Вымпел» заявил о завершении строительства всех 44 катеров проекта. Ранее Mashnews сообщал, что судозавод ради исполнения контракта на некоторых участках организовал работу в три смены. Особая нагрузка легла на цеха, где производятся комплектующие из композитных материалов. На заводе рапортовали, что смогли снизить срок строительства одного катера со 140 суток до 45.

В мае 2024 года ОСК заявила, что отгрузка катеров началась, а в ноябре 2024 года Центральная база измерительной техники МЧС России объявила о расторжении контракта в одностороннем порядке. К тому моменту спасательное ведомство получило уже 36 судов.

После серии переговоров структура МЧС отозвала свое требование о разрыве контракта, но в январе 2025 года вновь объявила о расторжении. Переговоры не принесли результата, поэтому ОСК и обратилась в суд с требованием признать действия заказчика незаконными.

Судостроители обратили внимание на то, что хотя контракт заключался до конца декабря 2023 года, уже после этого срока стороны заключили четыре дополнительных соглашения, причем, довольно значимые, например, только в марте 2024 года появилось обновленное техзадание. Примечательно, что даже в дополнительных соглашениях, заключенных в 2024-м году дата поставки катеров не менялась — везде фигурировал 2023-й год. Даже когда Центральная база МЧС в первый раз объявила о расторжении контракта, поставки катеров продолжались, структуры МЧС их принимали, подписывали соответствующие документы.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Длина катеров проекта МС001 6 м, вместимость 4 человека, суда способны развивать скорость до 75 км/ч, мощность двигателя — 200 лошадиных сил, водоизмещение — 1350 кг.

Загадочные числа и модели

Примечательно в этой истории и количество катеров. Изначально судозавод «Вымпел» сообщал о том, что в контракте фигурируют 52 катера. Однако в конце 2024 ОСК и Центральная база измерительной техники МЧС подписали приложение №6 к контракту, в котором фигурировали только 48 катеров — 44 проекта МС001, два судна с корпусом из  алюминиево-магниевого сплава и еще два с неметаллическим корпусом длиной от 6 до 8 м.

О судьбе этих катеров ни «Вымпел» ни ОСК в своих релизах не сообщали. Переданы ли они структурам МЧС, неизвестно. На запрос Mashnews ни в Объединенной судостроительной корпорации, ни в пресс-службе «Вымпела» не ответили. Промолчали и в департаменте информационной политики МЧС России.

К каким проектам относятся катера длиной корпуса до 8 метров также неясно. Однако известно, что в линейке судозавода есть катер Vympel8100, длиной как раз 8 метров. Первые катера этого семейства предприятие выпустило еще в 2016 году, правда, предназначены они не для спасательных операций, а для отдыха на воде. В каталоге продукции «Вымпела» указано, что катера  Vympel8100 можно дооборудовать палубным душем, прожекторами, горном, музыкальной системой и девайсами для подогрева стекол.

Импульсивное решение

Тем не менее, катера проекта МС001 в МЧС поступили и уже активно эксплуатируются на Камчатке, Чукотке, в Подмосковье, Ленобласти и других регионах страны.

«На практике встречаются ситуации, когда в формальном поле сторона заказчика или покупателя заявляет о расторжении договора, а на деле продолжает его исполнять. Например, принимать работы, товары, либо иным образом демонстрировать свою готовность и дальше сотрудничать с контрагентом по исполнению договора», - рассказал Mashnews старший юрисконсульт BLCONS GROUP Иван Пирогов и подчеркнул, что именно из-за того, что такая схема стала распространяться, в Гражданском кодексе появился пункт 5 статьи 450, которым и руководствовался Арбитражный суд Москвы, отказавшись признавать расторжение контракта на поставку катеров. По словам эксперта, как правило, желание расторгнуть контракт, одновременно исполняя его, чаще всего проявляют участники строительного рынка.

«Суды учитывают, на какой стадии находится исполнение договора. Негативную оценку вызывают попытки заказчика расторгнуть договор на стадии получения предмета исполнения по договора или на стадии приемки результата работ», - говорит Иван Пирогов.

Старший юрист Практики «Промышленность и Ресурсы» юридической фирмы VEGAS LEX  Данила Пустовит обратил внимание на то, что суды зачастую признают односторонние отказы госзаказчиков обоснованными, а нарушения поставщиков – существенными.

Действия ОСК, которая продолжила поставки катеров, а потом и вовсе обратилась в суд ради сохранения контракта, по словам Данилы Пустовита, вполне вписываются в логику всех исполнителей по госзаказу. 

«Желание поставщиков всеми силами не допустить одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта понятно. Если решение о таком отказе принято обосновано, то поставщик будет включен в реестр недобросовестных. Это фактически лишит его возможности принимать участие в закупках в течение двух лет, что крайне негативно скажется на хозяйственной деятельности», - говорит Пустовит.

Если действия ОСК вопросов не вызывает, то какую выгоду получила Центральная база МЧС от того, что дважды пыталась расторгнуть контракт, осталось для экспертов загадкой. Они подчеркнули, что если бы структуры МЧС все же добились бы аннулирования контракта, то не могли бы рассчитывать ни на какие дополнительные компенсации. 

«Трудно найти мотивы для расторжения государственного контракта, по сути, уже на стадии принятия», - прокомментировал ситуацию Иван Пирогов.

Эксперт в области судостроения, пожелавший сохранить анонимность, высказал мнение, что это могло быть импульсивное решение на фоне того, что катера проекта МС001 — это новый вид маломерных судов, внимание к проекту повышенное, в том числе и самых высоких инстанциях. Дополнительным риском для «Вымпела» и заказчика, по словам собеседника редакции, стало то, что головной катер проекта построен не перед крупным контрактом, а в рамках его исполнения. Это не оставило разработчикам временного лага на случай, если бы нашлись недочеты и пришлось срочно дорабатывать проект.

Пока, к слову, негативных отзывов о катерах проекта нет, но и их массовая эксплуатация, по сути, только началась. Тем не менее, контракт «на карандаше», а задержка сдачи, несмотря на допсоглашения и работу в три смены все-таки произошла. И это только добавило мороки. «Суда надо не только принять и оплатить, но и поставить на баланс, нанять сотрудников на обслуживание и эксплуатацию, то есть веер расходов еще впереди», - пояснил собеседник редакции. Учитывая, что в МЧС структура расходов жестко зарегламентирована, перенос сдачи даже на несколько недель может потребовать пересмотра значительного объема бухгалтерской документации, перерасчетов и закладывания дополнительных средств на следующий период в надежде, что задержек не произойдет. На этом фоне демонстративный отказ от контракта может быть как проявлением эмоций, которые бывают у должностных лиц в том числе и в очень серьезных ведомствах, так и холодным расчетом с целью надавить на исполнителя, чтобы контракт все же был исполнен до конца так скоро, насколько это возможно.

Правда, Данила Пустовит, изучивший по просьбе Mashnews судебный акт, обратил внимание на то, что в 2024 году, в преддверии новогодних праздников, структура МЧС сама откладывала проведение испытаний, которые могли ускорить процесс.

Эксперты уверены, что история не окончена и Центральная база измерительной техники подаст апелляцию. Ее перспективы собеседники редакции назвали неясными, но обратили внимание, что если спасательное ведомство намерено судиться дальше, ему, по крайней мере, потребуется объяснить, зачем.

Стоит отметить, что Центральная база измерительной техники МЧС России, через которую спасательные подразделения получают новые виды транспорта, судится очень активно. На днях Mashnews сообщал, что всего эта  структура МЧС участвует в 111 арбитражных процессах.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!