Разработки Крыловского ГНЦ позволяют создавать корабли без внесения изменений в их конструкцию в ходе строительства
КГНЦ обладает уникальным стендовым оборудованием, позволяющим уже на стадии выработки концептуального проекта создания корабля выполнить оценку не только его мореходных свойств, но и в целом всех основных его боевых характеристик.
Судостроительный завод в московском районе Нагатинский Затон должен быть введён в эксплуатацию в конце 2024 года. Фото: «АиФ»
Такой подход позволяет реализовать принцип создания корабля «без права на ошибку, рассказал научный руководитель Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина на совещании по кораблестроению. На совещании 26 июня 2024 года президент сказал, что рассчитывает на значительное снижение стоимости строительства военных кораблей в будущем.
Валерий Половинкин считает, что верфи и конструкторские бюро должны работать в едином информационно-производственном пространстве с одной цифровой моделью корабля. А для непрерывного обеспечения единства конструкторской 3D-модели и строящегося заказа нужно внедрять современные средства судометрики.
Валерий Половинкин отметил, что для снижения стоимости постройки кораблей и подводных лодок особое внимание следует уделить стандартизации и унификации. Обеспечение единства для станков с программным управлением, программ раскроя, производственной документации, нормативно-технической базы позволят резать металл на строительство корабля не последовательно на одной верфи, а параллельно на нескольких. Такой подход, уточнил Половинкин, позволяет сократить цикл резки металла в 3-5 раз.
Он напомнил, что в практике мирового военного кораблестроения крупные корабли не строятся на одной верфи — это дорого и длительно. Поэтому он выступил за внедрение в отечественную практику кораблестроения понятие распределенной верфи.
В середине июня 2024 года ОСК сообщила, что строит первые в России контейнеровозы методом распределённой верфи. Фото: ОСК.
Операцию по межзаводской транспортировке по воде объемных секций корпусов двух контейнеровозов проекта 00108. провели астраханские судостроители.
По словам Валерия Половинкина, разработанные в России технологии позволяют полностью роботизировать и автоматизировать операции подготовки кромок, сборочно-сварочных и обварочных операций для узлов и другие. Благодаря применению элементов искусственного интеллекта роботы способны, опираясь на конструкторскую 3D-модель, работать без участия человека с ростом производительности труда до шести раз, добавил эксперт.
Он считает, что в настоящее время в интересах снижения стоимости создания перспективных кораблей крайне необходимо вернуться к существовавшей ранее практике концептуального или исследовательского проектирования. Концептуальный проект перспективного корабля должен стать обязательным этапом его проектирования, заключил он.