Просто космос: стоимость круизного лайнера «Сириус» оценили в 9,1 млрд рублей
Судоходная компания «Созвездие» предлагает конкурентам построить круизные лайнеры по эксклюзивному проекту. Главная цель – снизить себестоимость, которая побила рекорды в гражданском судостроении.

Намерения на миллиарды
На проходящей в Петербурге Международной выставке «Нева-2025» компания «Созвездие» заключила с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) соглашение о намерениях по строительству шести судов проекта «Сириус». Периоды постройки не известны, верфь – не определена.
Пока «Сириус» находится в стадии эскизного проекта, сообщил Mashnews в кулуарах выставки генеральный директор «Созвездия» Михаил Алямовский. Эскиз разработало конструкторское бюро ОСК «Вымпел». Следующий шаг – технический проект. После его завершения начнется поиск верфи, где можно построить лайнер, а судоходная компания со своей стороны начнет искать источники финансирования.
Параллельно компания уже сейчас ищет возможность снизить себестоимость проекта - путем привлечения конкурентов.
Президент «Созвездия» Александр Сахаров на сессии «Перспективы развития пассажирского водного транспорта и круизного судоходства» выставки «Нева-2025» заявил, что по предварительным оценкам, стоимость одного лайнера проекта «Сириус» составит 9,1 млрд рублей. Это рекорд для отечественного круизного судостроения. Правда, и на уже существующих проектах цены кусаются. В частности, Александр Сахаров заявил, что сейчас стоимость круизного лайнера проекта 00840 «Карелия» составляет 7,4 млрд рублей и тут же подчеркнул, что для заказов прошлых лет она меньше.
При таких суммах, по оценкам президента судоходной компании, даже за 28 лет льготного лизинга по ставке 2,5%, правда, без первоначального взноса, до конца рассчитаться не удастся. Из предварительных расчетов, которые Александр Сахаров представил на сессии, следует, что лизинговый платеж для судов типа «Сириус» составил бы в год 640 млн рублей. Если компания захочет на таких условиях купить лайнер типа «Карелия» платеж будет на уровне 528 млн рублей.
Изменить экономику проекта мог бы утилизационный грант. Но такая схема предполагает, что компания должна утилизировать какое-нибудь старое судно из своего флота, чтобы купить новое. Тем более, что на пленарной сессии выставки замминистра промышленности и торговли России Альберт Каримов заявил, что система будет меняться и даст возможность совмещать грант с льготным лизингом. Однако, судя по всему, грант можно будет получить все-таки в момент утилизации старого судна, а не при получении нового.
Временной лаг солидный. Например, лайнер «Николай Жарков», головное судно проекта «Карелия», заложен весной 2023 года, спущен на воду летом 2025 года, навигация на нем начнется в 2026 году. По крайней мере, компания «Водоходъ» уже активно продает билеты на круизы.
По оценкам «Созвездия», в год операционная прибыль с одного лайнера типа «Карелия» может составлять до 500 млн рублей, а с судна типа «Сириус» - 610 млн рублей.
Теоретически - и в «Созвездии» это признают - можно реализовать смешанные схемы с применением первоначального взноса. Тем не менее, главную надежду в компании возлагают на серийность и намекают – если другие туроператоры закажут себе «Сириусы», то удастся значительно снизить себестоимость лайнеров.
Соглашение о намерениях по постройке 6 круизных судов типа «Сириус» на выставке «Нева 2025» подписали замгендиректора ОСК по гражданскому судостроению Кирилл Торопов и гендиректор «СК«Созвездие» Михаил Алямовский.
Логика серийности
«Серийность в строительстве речного и река-море флота достаточно распространена. Строительство серии более 2-3 судов на одной верфи реально может принести экономию до 10%», - рассказал Mashnews заместитель генерального директора ЦНИИ Морского флота Александр Буянов.
Эксперт подчеркнул, что реальная экономия достигается при соблюдении сроков и цикла строительства судна, или же если суда создаются параллельно с небольшим смещением по срокам.
А вот если идет затягивание или даже срыв сроков, то начинает работать инфляция, увеличивающая все сильнее стоимость каждого последующего судна.
«Важным моментом в текущих условиях является закупка комплектующего судового оборудования. Если есть возможность его приобрести на всю серию, то это может существенно снизить стоимость. А закупка продукции различных производителей наоборот может лишь увеличить затраты», - пояснил Александр Буянов.
По поводу попыток «Созвездия» найти желающих вложиться в «Сириусы», эксперт обратил внимание, что «не ясным остается вопрос, как конкуренты будут договариваться о стоимости «среднесерийного судна». Ведь с каждым заказчиком должен быть заключен отдельный контракт. В любом случае головное судно и первое серийное будут дорогими. Это и новая оснастка завода для строительства судна и повышенная трудоемкость при освоении новых технологических процессов».
Первые шаги и реальное замещение
С 2022 затраты на строительство лайнеров увеличились на 50%. Причины – удорожание оборудования, по некоторым позициям более чем в 10 раз, а также рост зарплат.
«Если раньше сотрудник работал за 50 тысяч рублей, то сейчас не хочет и за 150, поэтому, безусловно, цены растут», - констатировал и. о. директора департамента продаж и контрактации гражданского судостроения ОСК Владимир Рачин и обратил внимание, что в годы СССР все круизные суда строили за границей. И проектировали тоже за рубежом.
Сейчас российские судостроители нарабатывают необходимый опыт. Не без труда. Яркий пример – круизный лайнер «Владимир Жириновский» проекта PV300, заложенный больше 10 лет назад на судозаводе «Лотос» по заказу Московского речного пароходства. Его готовность превышает 90%, достройку завершат петербургские судостроители на Балтийском заводе.
«Он был первый…», - объяснил ситуацию Владимир Рачин, но подчеркнул, что хотя и не без труда, но современные круизные лайнеры в России не только строятся, но и передаются заказчикам и обеспечивают премиальный круизный отдых. В качестве примера он привел теплоход «Мустай Карим» проекта PV300, он строился с 2017 по 2020 годы и сейчас эксплуатируется компанией «Водоходъ».
«Судно благополучно ходит, думаю, что такая же судьба будет и у «Владимира Жириновского». Он сложнее, чем «Мустай Карим», - отметил Владимир Рачин.
К слову, сейчас в ОСК не рассматривают возможность запуска в серию судов проекта PV300. Об этом на брифинге рассказал генеральный директор корпорации Андрей Пучков. Ставка сделана на суда типа «Карелия». Сейчас три лайнера строятся, соглашение о создании еще трех судов проекта подписано на «Неве» с компанией «Донинтурфлот».
Всего же на четырех верфях ОСК строится 13 пассажирских судов по пяти проектам. Потенциальный портфель заказов корпорация оценивает в 150 млрд рублей по 100 судам, включая не только круизные лайнеры, но и прогулочный транспорт.
Потолок модернизации
Несмотря на крайне высокую стоимость новых судов, круизные компании заключают договоры, инвестируют значительные суммы, договариваются о лизинге на грани рентабельности. Одна из причин – изношенность.
По оценкам заместителя генерального директора по туризму компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, средний возраст круизного судна превышает 50 лет. Всего в России 110 лайнеров общей вместимостью 25 тыс. мест. Пять крупных судов планируется сдать в ближайшие два года. Доля относительно современных лайнеров на рынке не превышает 10%.
Долгие годы круизные компании шли по пути модернизации. Обновление круизного лайнера, заключающееся в первую очередь в новой «нарезке» кают, строительстве балконов, современной отделке помещений, обходится в среднем в 300 млн рублей.
Но ресурс для модернизации у многих судов уже исчерпан. А операторы круизного отдыха конкурируют даже не столько между собой, сколько с игроками из других сегментов – санаториями, спа-отелями, туристскими поездами. Поэтому компании и рассматривают возможность покупки новых судов, как бы это не было дорого.
Круизное
судно «Сириус». Эскизный проект. Изображение: ОСК
Зачем нужен новый проект
В условиях крайней дороговизны круизных лайнеров «Созвездие», заработавшая, к слову, в 2024 году 3,2 млрд рублей и получившая чистую прибыль 167 млн рублей, сделала ставку на свой собственный проект.
Александр Сахаров объяснил это экономикой проекта, в частности, схемой нарезки кают, обеспечивающей максимальное количество номеров с балконами, а также каютами для персонала и служебными помещениями. Это, по словам топ-менеджера, очень важный момент, поскольку сейчас операторы круизного отдыха испытывают нехватку персонала, в том числе и из-за нежелания официантов и поваров жить в многоместных каютах, а из-за дефицита помещений для хранения инвентаря, под них отдаются пассажирские каюты, где могли бы разместиться туристы. «В «Сириусе» эти проблемы решены», - уверил Александр Сахаров.
Руководитель круизной компании «Изумрудная волна» Сергей Мамонов в беседе с Mashnews назвал проект «Созвездия» интересным, а также обратил внимание, что он во многом повторяет проект PV300 («Мустай Карим» и «Владимир Жириновский»). Эксперт заметил, что в проекте нет круговых прогулочных палуб, вместо них – балконы. «Персональные балконы это своеобразный «камень преткновения» для многих туристов. Кому-то нужно обязательно гулять по кругу, а кому-то иметь свой кусок палубы и чтобы никто не мешал отдыхать», - пояснил Сергей Мамонов. С точки зрения судовождения эксперта смутило размещение рубки, она ниже, чем на других круизных лайнерах.
«Ну и самый скользкий момент: габариты. По осадке ребята поработали и уменьшили ее по сравнению с «Владимиром Жириновским», но остальные то габариты... при стандартных размерах шлюзовой камеры на Волге 290х30 метров за одно шлюзование можно прошлюзовать только два таких лайнера и то в некоторых местах под вопросом. А в том же Городецком шлюзе [крупный гидроузел в Нижегородской области, - прим. ред.] длина камеры ограничивается 279 метрами и два таких лайнера уже не влезут. Про Беломорско-Балтийский канал сразу забываем, там нужны более скромные габариты», - констатировал Сергей Мамонов.
При этом собеседник редакции высказал мнение, что если проект реализуется, то туристы для «Сириуса» найдутся, главное условие – приемлемая стоимость круиза.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов в беседе с Mashnews обратил внимание на то, что «Сириус» - долгосрочный проект и судоходная компания сейчас может заниматься формированием задела на будущее.
«Казалось бы, существующая экономическая ситуация в стране не располагает к закладке подобных судов, однако их строительство займет время и положение дел может кардинально измениться в лучшую сторону», - сказал эксперт. Тем более, соглашение о намерениях не требует прямо сейчас от бизнеса прямых инвестиций, а так как технический проект еще не реализован, то спорные моменты возможно изменить.