21 августа 2025 15:16
читать 10 минут

Промышленную продукцию хотят контролировать жестче и с прибылью для бюджета

Контроль за качеством промышленной продукции предлагается возложить на Росстандарт. С такой инициативой выступил Минпромторг. Новая система призвана обеспечить единый надзор, но в условиях моратория на проверки может оказаться бессмысленной.

В России действует 54 технических регламента, обязательными являются около полутысячи национальных и межгосударственных стандартов (ГОСТов). Их несоблюдение карается миллионными штрафами. Однако контроль осуществляют сразу несколько ведомств (включая Роспотребнадзор, Ространснадзор, региональные власти и другие), тогда как качество многих видов продукции никем не проверяется.

Главный по ГОСТам

Для решения проблемы Минпромторг предлагает ввести новый вид федерального государственного контроля – за соблюдением обязательных требований к отдельным видам промышленной продукции. «Это будет способствовать существенному сокращению объемов небезопасной (контрафактной и фальсифицированной) продукции, а также исключению использования такой продукции. И, в конечном итоге – снижению негативных последствий для жизни и здоровья населения», – отмечается в пояснительной записке к представленным 12 августа поправкам в Федеральный закон «О промышленной политике в РФ». Законопроект размещен на Портале проектов нормативных правовых актов и сейчас проходит публичное обсуждение

Согласно тексту документа функции надзорного органа возлагаются на Росстандарт. Чиновники убеждены в экономической эффективности проекта: реализовать новые функции подведомственная структура будет в пределах установленной кадровой численности и бюджетных ассигнований, тогда как взыскиваемые административные штрафы повысят доходы федеральной казны.

«Спрогнозировать и оценить суммы поступлений не представляется возможным, поскольку привлечение к административной ответственности зависит от противоправных действий (бездействий) субъектов», – констатируют в ведомстве.

Перечень подконтрольных видов промышленной продукции планируется закрепить в постановлении правительства России. Его проект пока не разработан. Более того, в Минпромторге признают, что не могут даже приблизительно оценить количество попадающих по контроль хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день федеральным надзором не охвачены, в частности, технический регламент о безопасности низковольтного оборудования (то есть вся электробытовая и иная техника).

«В настоящее время ответственность за соблюдение технических регламентов распределена между различными государственными структурами, каждая из которых контролирует определенные аспекты производства и оборота продукции. Например, Роспотребнадзор отвечает за санитарно-эпидемиологический контроль продуктов питания, потребительских товаров и услуг. Кроме того, большинство обеспечивающих качество продукции межгосударственных и национальных стандартов применяется на добровольной основе. Предложенный законопроект обязывает контролировать не только безопасность продукции, но и ее качество. По сути, восстанавливается обязательность ГОСТов», – заявила Mashnews вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Елена Желтухина.

Президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь призналась, что законопроект не читала, но его поддерживает.

Техническая анархия

Сейчас основным ревизором является независимая от других ведомств Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ее компетенцию входит контроль за соблюдением требований 11 технических регламентов, в том числе о безопасности машин и оборудования.

Тогда как непосредственно регулятором официально выступает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), подведомственное Министерству промышленности и торговли РФ. Оно уполномочено осуществлять государственный метрологический контроль, а также проверять соблюдение технических регламентов только в отношении автомобилей, автомобильного и судового топлива. В порядке начавшегося в сентябре прошлого года двухлетнего эксперимента – еще и отдельных видов строительных материалов и изделий (цемента и сухих смесей, проводов, радиаторов и конвекторов).

По данным Минпромторга, уже несколько лет многие виды продукции, в том числе подлежащие обязательной сертификации, не охвачены государственным контролем.

«Правовая неопределенность, которая возникла по итогам проведения реформы контрольно-надзорной деятельности, является одним из факторов увеличения на отечественном рынке объемов потенциально опасной бесконтрольной продукции. Высокая доля незаконного оборота создает условия для возникновения недобросовестной конкуренции и наносит существенные потери бюджету», – убеждены в ведомстве.

В подтверждение этим выводам чиновники приводят результаты работы подведомственного Росстандарта. Так, доля выявляемого некачественного автомобильного топлива за восемь лет снизилась с 20 до 3,9%. Техническим регламентам не соответствовало 80% проверенных в рамках эксперимент стройматериалов, причем 67% нарушений носило критический характер.

Ревизор без особых полномочий

В случае принятия предложенного Минпромторгом законопроекта инспекторы Росстандарта должны будут подчинятся общим правилам контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь применять риск-ориентированный подход – установить критерии и провести классификацию всех объектов (производителей, поставщиков и иных участников рынка) в зависимости от вероятности нарушения и потенциальной опасности его последствий.

С учетом действующего до 2030 года моратория полномочия ревизоров существенно ограничены. Плановые проверки допускается только в отношении объектов высокого и чрезвычайно высокого риска. На иных разрешены обязательные профилактические визиты (не чаще одного раза в пять лет), по итогам которых могут выдаваться предписания об устранении выявленных нарушений (без штрафов).

В то же время при наличии непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также возникновения чрезвычайных ситуаций, надзорные органы по согласованию с прокуратурой вправе назначить внеплановую ревизию.

Также законодательство предусматривает организацию наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Инспекторы заочно собирают информацию, запрашивают сведения у других ведомства, анализируют материалы и проводят иные мероприятия без непосредственного взаимодействия с бизнесом. По результатам такого виртуального обследования могут объявляться предостережения, а при выявлении опасного нарушения – назначаться проверка.

Частнопрактикующий юрист Игорь Шануренко сомневается в целесообразности наделения Росстандарта новыми полномочиями в части проведения проверок.

«В условиях моратория такие проверки могут проводить иные надзорные органы, у которых соответствующее полномочия уже имеются», - говорит он.

Однако по мнению руководителя корпоративной практики юридической фирмы BBNP Кирилла Щербакова, создаваемые в соответствии с предложенным законопроектом дополнительные механизмы надзора должны применяться вне рамок моратория.

«Будут устанавливаться отдельные виды продукции, которые подпадут под проверки на соответствие техрегламентам. Введение такого точечного контроля положительно скажется как на состоянии конкуренции, так и на качестве продукции, повысит безопасность производственных процессов и увеличит прозрачность бизнеса в целях налогообложения», – полагает юрист.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!