11 июля 2023 10:48
читать 11 минут

Промышленность хочет делать фандоматы. Но нет политической воли

В России так и не удалось наладить сбор пластиковых, алюминиевых и стеклянных бутылок за деньги. Хотя депозитарная система уже работала в советское время. Специалисты сходятся во мнении, что для её перезапуска нужна политическая воля. Промышленность готова удовлетворить спрос на фандоматы.

В СССР работало

Из почти 60 млн тонн бытового мусора на сортировочные линии доставляют 43,3% отходов, а до переработки добирается только 11% от отобранного объёма (это не считая органики), сообщили в ППК «Российский экологический оператор» (РЭО). 

При этом половину мусора в России составляет пластик. Немалая часть из этой половины — пластиковые бутылки. А их выпускают всё больше и больше — по данным BusinesStat, в 2025 году объём продаж продукции в пластмассовой таре составит 25,4 млрд штук, это больше показателя 2020 года на 10,2%.

Одним из самых действенных инструментов, стимулирующих возврат этой тары для переработки, специалисты считают депозитарную систему, то есть схему залога. Когда в стоимость продукта уже включена цена бутылки. При её сдаче на переработку залог покупателю возвращается.

В СССР залоговая система работала — за пол-литровую бутылку молока возвращали 15 копеек, т.е. больше 50% от стоимости полной бутылки (28 копеек). Бутылку из-под лимонада ёмкостью 0,5 литра принимали за 12 копеек (бутылка с лимонадом стоила 30 копеек).

Весной 2019 года заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Олег Нилов в ходе отчёта правительства предложил организовать приём стеклянной и пластиковой посуды прямо в торговых точках. Дмитрий Медведев — в то время премьер-министр — поручил Минприроды, Минпромторгу и Минэкономразвития до 15 июня 2019 года разобраться, целесообразно ли эту инициативу реализовать.

Спустя четыре года видимых шагов со стороны правительства нет, рассказал MASHNEWS Олег Нилов.

«Воз пока почти там же. Я не понимаю, почему так происходит. Дмитрий Медведев поддержал инициативу, но премьер-министр сменился, предложение положили на полку. Я не устаю об этом напоминать, требовать, но, к сожалению, моих усилий не хватает. Мне сложно сказать — почему. Нужна политическая воля одного конкретного человека: Медведева, Мишустина, лучше, если бы ещё более конкретного человека», — говорит Нилов.

«Тем чиновникам, которые чуть пониже, губернаторам, предложение »не заходит«, что называется, — говорит он. — Во всём мире залоговая цена мотивирует сбор. Полуторалитровая пластиковая бутылка может стоить до 30 евроцентов. Это очень серьёзная мотивация, при которой у нас ни стекло, ни пластик точно не выбрасывали бы на свалки, а сдавали и перерабатывали бы во что-то полезное. Предложение есть, а »васьки« слушают и продолжают играть в мусорную реформу. Мол, народ просветится, начнёт раздельным сбором заниматься. Но без материальной мотивации это не работает, не работало и не будет работать», — говорит Нилов. 

В феврале 2022 года партия «Справедливая Россия — За правду» подготовила и отправила на заключение в Правительство РФ законопроект «Об обороте пластиковой тары». Его ключевой момент как раз состоит в том, что стоимость тары будет включаться в цену товара, и если покупатели сдадут её на переработку через специальный автомат, то они смогут получить назад свои деньги. Заключения правительства относительно данного законопроекта всё ещё нет.

Поиски политической воли


Фото: orenburzhie.ru

Собирать упаковку должно быть кому-то выгодно, объясняет MASHNEWS координатор по взаимодействию с органами государственной власти экологического движения «РазДельный сбор» Анна Гаркуша. В России есть региональный оператор, есть производители, есть переработчики. Кому из них должно быть настолько выгодно собирать бутылки, чтобы они организовали систему залоговой стоимости тары? У нас нет игрока, которому это было бы интересно, считает она.

«Государство сказало — вот регоператор, он у нас отвечает за отходы. А регоператор живёт на тарифе. Ему на самом деле неважно, сколько будет вторсырья, насколько хорошо он его соберёт, насколько хорошо продаст. Он всегда получит свои деньги с населения через тариф. А население платит не за количество образованных отходов, а по нормативу. У нас »сбой программы«. Никому не выгодно», — говорит Гаркуша.

«За бутылки финансовую ответственность несут производители. Но собирать их имеет право только регоператор. Было бы разумно, если бы государство сказало производителям, что если вы на рынок бутылки выводите, то извольте их и собирать. Установило нормативы, условно: в 2023 году — 30%, в 2025 году — 50%, а в 2027-м — 90%. И все, кто выпускает товар в бутылках, засуетились бы и сказали, давайте посмотрим, как это делают за рубежом. И тогда они бы объединились, создали бы депозитный фонд, поставили фандоматы, начали договариваться с сетями и т.д. Чтобы внедрить систему залоговой тары, нужна политическая воля», — уверена Анна Гаркуша.

Фандоматами — обеспечим


Фото: «РТ-Инвест»

Фандоматы — это аппараты по приёму тары. В России их производят несколько компаний. В их числе «Группа ТАРАС» (дочернее предприятие инвестиционной компании «РТ-Инвест»). В случае если в стране введут залоговую систему, перепрограммировать под неё аппараты не составит никакого труда, рассказал MASHNEWS менеджер по развитию группы Илья Хухуа.

«Наша компания абсолютно готова перейти на депозитарную систему. Мы сами лоббируем её и пытаемся продвигать законопроект об обороте пластиковой тары. Если его примут, российская промышленность готова удовлетворить взрывной спрос на фандоматы за год, для этого есть всё необходимое», — говорит Илья Хухуа.

«Аппараты нашей компании процентов, наверное, на 90 сделаны из отечественных комплектующих. Мы практически не зависим от того же Китая. Что же касается жителей страны, то люди очень хорошо осознают необходимость сбора упаковки, они давно к нему готовы. Наши граждане ничем не хуже европейцев, а то, что залог подтолкнёт покупателей сдавать тару, — это вне всякого сомнения», — уверен он.

Проблема в психологии чиновника


Фото: «РТ-Инвест»

Президент Союза переработчиков пластмасс и вице-президент Российского Союза химиков Михаил Кацевман рассказал MASHNEWS, что проблема залоговой тары — управленческого свойства и то, что она не решается, связано с психологией чиновника.

«Ему проще запретить, чем подумать, почесать репку и принять какое-то решение выгодное и для отрасли, и для людей. Это концептуальная вещь — запретил и забыл про проблему. А если не запрещать, но решать её — тогда надо сделать много шагов», — поясняет Кацевман.

«Я член экспертного совета Госдумы по развитию химической промышленности и вижу это явление, — говорит он. — Потому что за любое решение надо будет отвечать, надо думать, стараться, работать. А за запрет отвечать не надо, запретили — и всё, в этом департаменте проблема решена. Все интересы сходятся на самом верху, в правительстве. Там должны почувствовать государственный интерес».

Проблема введения залога вполне решаема, уверен Михаил Кацевман. «Залоговая стоимость работает во многих странах. Это достаточно неплохое решение вопроса утилизации. И у нас когда-то уже работало. Давайте вспомним о стеклянных бутылках — это всё у нас было».

То, как работает современная система залоговой тары, иллюстрирует пример соседней Эстонии (притом что страна не из «старой» Европы). Министерство окружающей среды создало компанию Eesti Pandipakend («Залоговая тара Эстонии») в 2005 году. Пункты по приёму тары и автоматы ей не принадлежат, этим занимается бизнес. Но компания отвечает за логистику, сортировку и вторичное использование тары. Бутылки и банки принимают более 900 пунктов в магазинах по всей Эстонии. Около магазинов расположены более 630 автоматов для приёма тары, а в регистр упаковки занесено 9,5 тыс. видов различной залоговой тары.

В 2022 году аппараты приняли 88% пластиковых бутылок с залогом, 83% алюминиевых банок и 90% стеклянных бутылок. Залоговая цена не менялась с 2015 года и составляет 10 евроцентов. В среднем один житель Эстонии в прошлом году вернул 254 единицы залоговой упаковки, всего 320 млн банок и бутылок. Немалую часть залоговой тары возвращают заведения общепита и отели.

СПРАВКА MASHNEWS:
По данным ВЦИОМ, россияне главным сдерживающим фактором улучшения экологической ситуации в России считают низкий уровень экологической ответственности самих граждан.

Иван Валов для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: