10 февраля 2023 10:22
читать 13 минут

Промышленность устремилась в парки

Спрос на места в особых экономических зонах и индустриальных парках растёт. Российские компании понимают, что можно получить значительную долю рынка, заняв нишу ушедших из РФ иностранных поставщиков и производителей. Развернуть производство в индустриальных парках можно быстрее и дешевле. Хотя это и не гарантия успеха.

Время сложностей и возможностей

Промпроизводство в России в 2022 году сократилось незначительно — на 0,6%, подсчитал Росстат. Хотя по отдельным отраслям снижение выглядит драматично: выпуск автотранспортных средств упал на 51%, бытовых приборов — на 40%, комплектующих и принадлежностей для автомобилей — на 38%.

Причины известны: изменились рынки сбыта, посыпались контракты, но главное — потеряны возможности для импорта многих деталей и материалов. Это, с одной стороны, осложняет жизнь отечественным производителям, с другой — открывает возможности для создания собственных производств недостающей продукции, говорит Александр Черняк, гендиректор АО «Стальмонтаж» (управляющая компания создаваемого индустриального парка в Кургане).

Необходимо создание многих обычных, не инновационных производств, начиная с саморезов и заканчивая электроникой, говорит Сергей Бугаков, исполнительный директор липецкого регионального отделения «Деловой России».

Инфраструктура придаёт ускорение

Поскольку производство необходимо наладить в максимально короткие сроки, участники рынка ожидают притока резидентов в индустриальные парки и особые экономические зоны (ОЭЗ).

Такие площадки предлагают промышленному инвестору земельный участок, готовые инженерные сети, типовой пакет документации и сопровождение управляющей компании на всём пути от проектирования нового завода до его эксплуатации, поясняет Александр Паршуков, директор по развитию индустриального парка «Марьино».

«Пакет позволяет инвестору реализовать проект в кратчайшие сроки и с минимальными рисками. Это одинаково актуально и в спокойное время, и в кризисные периоды. При этом плата за надёжность, которую дают индустриальные парки, минимальна: разница в цене земли между качественными и дешёвыми площадками составляет около 1% в общем объёме вложений в проект», — говорит Александр Паршуков.

Главное, что привлекает инвесторов в индустриальных парках и ОЭЗ, — скорость разворачивания производств. «Не нужно думать, где взять землю, как перевести её в нужную категорию, как оформить право собственности, подтащить сети, взять технические условия, что делать с дорогой — эти вопросы уже сняты», — рассуждает Тимофей Казарцев, коммерческий директор индустриального парка «Авангард».

В ОЭЗ по конкурсу


© Пресс-служба ДИиПП

В отличие от частных площадок, государственные индустриальные парки и ОЭЗ принимают в резиденты на конкурентной основе, они требуют, чтобы соискатели подтвердили, что их проекты соответствуют профилю площадки, объясняет Александр Козловский, первый зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле.

Продукция резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» должна иметь инновационную составляющую. Государство также требует от резидентов отчётности и может лишить их статуса, если реальность не соответствует заявленным планам.

Взамен госплощадки упрощают порядок получения разрешительной документации, предоставляют резидентам льготы по налогам, страховым взносам, отменяют квоты по привлечению иностранной рабочей силы, создают свободные таможенные зоны для завоза оборудования.

Льготу по налогу на прибыль для резидентов индустриальных парков предоставляют 16 регионов, по налогу на имущество организаций — 30 субъектов, причём большинство регионов этот налог обнуляет, перечисляет Максим Паздников, сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков России.

Наличие готовой инфраструктуры в совокупности с льготами и преференциями даёт резидентам минимум 30% экономии от общего объёма капитальных затрат на инвестпроект, подсчитала гендиректор АО «ОЭЗ »Санкт-Петербург« Тамара Рондалева.

«За весь период работы ОЭЗ — с 2006 года — её резиденты сэкономили 10,8 млрд рублей. Это серьёзная сумма, сэкономленные средства резиденты инвестируют в дальнейшее развитие, в разработку новых продуктов и усиление импортозамещения», — поясняет Тамара Рондалева.

«Многие из резидентов ОЭЗ »Новгородская« уже на старте декларируют, что, получив первый доход, реинвестируют его в расширение производства, уже со строительством собственных цехов», — говорит Юрий Весельев, директор Новгородского фонда развития креативной экономики.

Чем браунфилд отличается от гринфилда

Самым большим спросом у инвесторов пользуются участки в формате «браунфилд» (с готовыми производственными площадями). Стоимость создания рабочего места в браунфилд-парке в 2021 году составила 2,7 млн рублей, стоимость создания производства — 98,5 млн, сократившись на 7% по сравнению с 2020-м. Такие данные приводят аналитики Ассоциации индустриальных парков России.

Для сравнения: на площадках формата «гринфилд» (пустой, незастроенный участок) создание рабочего места обходится в среднем в 13 млн рублей, производства — 1 млрд рублей. «Это связано с большими затратами на инфраструктуру», — поясняет Максим Паздников.

Не каждое предприятие готово брать на себя риски, связанные со строительством, говорят эксперты.

«Если компания занимаемся производством, то зачем ей строить цеха и подводить инфраструктуру», — рассуждает Тимофей Казарцев.

Строительство с нуля, как правило, выбирают особо крупные предприятия, причём часто они размещаются на свободном земельном участке, а не в индустриальных парках или ОЭЗ, отмечает член правления Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития, руководитель площадки «Инфраструктура» Сергей Васин. Это, например, перерабатывающие предприятия таких гигантов, как Газпром, «Сибур». Им по силам затраты на развитие территории вокруг будущего предприятия и создание инфраструктуры.

Хотя отдельные подразделения гиганты также размещают в ОЭЗ. Так, «Газпромнефть-Промышленные инновации» в этом году создаст в инновационном центре ОЭЗ «Санкт-Петербург» лабораторно-пилотный комплекс по отработке технологий для нефтегазовой отрасли. «И мы планируем строительство второго такого центра с готовыми производственными площадями», — сообщила Тамара Рондалева.

В других случаях ОЭЗ сама «приходит» в нужное промышленной компании место.

«В Ульяновской области предприятия по переработке кварцевых песков, диатомового сырья целесообразнее размещать рядом с их месторождениями. Поэтому мы создали территорию опережающего развития »Инза«, в которой выгоднее разместиться с переработкой диатомита», — рассказывает Сергей Васин.

Успех не гарантирован


© Евгений Самарин / Mos.ru

Далеко не все промышленные инвестпроекты в парках и особых зонах оказываются успешными. Так, ни один из трёх заявленных в Тамбовской области в 2016–2021 годах индустриальных парков так и не заработал в полную силу.

Рязанская область в ноябре прошлого года отказалась от идеи создания индустриального парка «Сухой порт».

«Не все проекты ожидает перерезание красной ленты. Ситуация требует умения быстро реагировать на меняющиеся условия», — признаёт Александр Черняк.
«Индустриальные парки не имеют магической защиты от неэффективного управления, ошибок в выборе стратегии развития, неадекватности партнёров или форс-мажора. Парки, ОЭЗ и кластеры — это инструмент. У кого-то получается его освоить, кому-то рациональнее отказаться», — считает Александр Козловский.

АвтоВАЗу пришлось отказаться от индустриального парка в Тольятти, созданного для локализации зарубежных производителей комплектующих. Прошлым летом завод выставил площадку на продажу.

Сроки реализации проектов действующих резидентов могут быть увеличены на два-три года, говорит Тамара Рондалева из ОЭЗ «Санкт-Петербург».

«Нескольких наших резидентов, планировавших строительство в 2022 году, скорректировали планы. Мы ожидаем, что строительство этих заводов начнётся в 2023–2024 годах. Один из наших иностранных резидентов продал бизнес российскому инвестору, при этом сам завод продолжил работу», — поясняет Александр Паршуков.

По данным Ассоциации индустриальных парков России, иностранные производители не спешат уходить из индустриальных парков. Порядка 400 иностранных производств было размещено в индустриальных парках, что составляло 15–20% от всех иностранных производств в стране, говорит он. В начале 2022 года российский рынок покинули не более 40–50 резидентов индустриальных парков.

Парков будет больше

Ситуация складывается благоприятно для ОЭЗ и индустриальных парков, так что их количество будет расти как минимум теми же темпами, как и в предыдущие годы, прогнозируют эксперты.

По данным Ассоциации индустриальных парков России, число резидентов ИП прирастает в среднем на 18,5% в год, рабочих мест в них — на 19,7%. «Сейчас пока нет точных данных по итогам 2022 года, но уже можно сказать, что мы перейдём отметку 400 действующих и создаваемых индустриальных парков. На начало года их было 369», — рассказывает Максим Паздников.

Сергей Васин прогнозирует, что запуск новых парков, прежде всего, площадок типа «гринфилд», в 2023 году будет производиться с большой осторожностью, некоторые площадки будут заморожены. Однако это не станет тенденцией.

Власти обещают промышленникам поддержку. В прошлом году принят закон, упрощающий для концессионеров получение статуса резидента ОЭЗ, напомнил Александр Козловский.

В январе этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект об установлении пониженных ставок страховых взносов для участников промышленных кластеров — 7,6% в течение периода до семи лет. Депутаты также обсуждают возможность увеличить перечень деятельности ОЭЗ, расширить возможности создания зон с особым юридическим статусом на территориях опережающего социально-экономического развития, создать фонд по развитию и поддержке индустриальных парков и промышленных технопарков.

СПРАВКА MASHNEWS:
Без импортных комплектующих выпуск бытовой техники в России в 2022 году сократился на 40%. Мебельщики лишились европейской фурнитуры, лаков, красок и тканей. В 2021 году из Европы в РФ, по данным Abarus Market Research, ввозили 27% фурнитуры, ещё 68% — из Китая, 4% — из Беларуси и 1% — из Тайваня. АвтоВАЗу пока не удалось заменить автоэмали немецких компаний Basf и Henkel, которые ушли из РФ, и теперь машины концерна выходят только в трёх цветах: белом, чёрном и тёмно-зелёном.

Надежда Рогожкина для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: