14 апреля 2023 10:50
читать 9 минут

Промышленной ипотеке дали второй шанс. Но в суммах ограничили

Правительство России расширило параметры промышленной ипотеки. До этого её сдерживали, ожидая, что желающих получить льготные кредиты будет очень много. Таких оказались единицы. Изменения правил пролоббировали производители лекарств.

Разрешили строить

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства об изменении правил получения промышленной ипотеки, сообщил 10 апреля сайт Правительства РФ. Раньше получить льготный кредит можно было только на покупку готовой недвижимости для промышленного производства, а теперь и на строительство или реконструкцию таких объектов.

Михаил Мишустин заявил, что программа «будет стимулировать интерес к запуску новых проектов».

Правда, купить или строить промышленные объекты можно не по любой цене. Для строящихся и реконструируемых объектов установлен норматив стоимости 1 кв. м — не более 90 тыс. рублей. Для приобретаемой недвижимости — не более 75 тыс. рублей в Москве, Московской области и Петербурге, не более 50 тыс. рублей — в других регионах.

Кредиты по-прежнему выдают на срок до семи лет по ставке 5% годовых (для предприятий, связанных с инновациями, — 3% годовых). Максимальный размер кредита — 500 млн рублей (для Москвы, Московской области и Петербурга — 700 млн рублей).

Промышленную ипотеку разрешили выдавать банкам из утверждённого списка (сейчас в нём 16 финансовых организаций). Разницу между льготной и рыночной ставками банкам компенсирует государство. В 2023 году на это правительство выделит 1,3 млрд рублей. Это позволит выдать льготных кредитов на 45 млрд рублей.

Кредиты предоставляются компаниям из ограниченного списка отраслей (по кодам ОКВЭД): они должны заниматься выпуском текстиля, кожи, одежды, бумаги, лекарств, мебели, изделий из резины, пластмасс, транспортных средств. Также в списке — металлургическое производство, ремонтно-монтажные и пусконаладочные работы для машин и оборудования.

Заёмщикам необходимо получить одобрение Минпромторга или региональных властей. Кредит выдаётся под залог производственной площадки. Не позднее чем через три года после выдачи кредита заёмщик обязан начать использовать для промышленного производства не менее 50% площади объекта. Нельзя покупать недвижимость у аффилированных с заёмщиком лиц.

Кому дали ипотеку


Фото: «Альтернатива»

Министр промышленности РФ Денис Мантуров 12 апреля сообщил, что в рамках промышленной ипотеки приобретено 38 готовых производственных площадок. Для России в целом это немного.

Как рассказали MASHNEWS в министерстве промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, на апрель 2023 года программой федеральной промышленной ипотеки в регионе воспользовались два предприятия. Первой стала получившая в октябре прошлого года кредит от Сбербанка компания «Альтернатива» из города Трёхгорного. Она выпускает изделия для навесных вентилируемых фасадов. Сумма кредита, выданного на семь лет под 5% годовых, составила 33,6 млн рублей. В региональном Минпроме подчеркнули, что «Альтернатива» вошла в первую тройку получателей таких кредитов в России.

Вторым заёмщиком по федеральной программе стала челябинская компания по изготовлению дверей «Фальцгебель». В марте 2023 года она получила 25 млн рублей на тех же условиях от Сбербанка.

В начале марта 2023 года в Челябинской области запустили региональную программу «Промышленная ипотека» (кредиты от 10 до 50 млн рублей под 3–5% годовых). Однако ни одного кредита по ней пока не выдали.

В Ленинградской области, по информации пресс-службы областного правительства, не выдано ни одного льготного кредита по промышленной ипотеке. В Петербурге, по данным генерального директора индустриального парка «М10» Михаила Косарева, на которого ссылаются «Ведомости-Санкт-Петербург«, на 11 апреля 2023 года таких заёмщиков тоже нет.

«К минусам программы, которые на первом этапе снижали интерес к ней со стороны промышленников, я бы отнёс то, что она не позволяла построить новые производственные объекты», — объяснил MASHNEWS член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Дмитрий Тортев.

«Первоначальный вариант промышленной ипотеки был нацелен на то, чтобы перераспределить невостребованные промышленные объекты в регионах — а их достаточно много — в пользу каких-то новых производств. Речь шла о том, чтобы помочь найти для пустующих площадей, оснащённых всем необходимым, новых хозяев. Это казалось хорошей идеей, особенно на фоне ухода с российского рынка западных компаний. Но не все российские промышленники её поддержали», — отмечает эксперт.

Лекарство для промышленной ипотеки


Фото: В. Новиков / пресс-служба мэра и правительства Москвы

Главными лоббистами изменений в программе промышленной ипотеки стали фармацевтические компании, считает Дмитрий Тортев.

«Одновременно с промышленной ипотекой у нас развиваются офсетные контракты. Это всем известный по 44-му ФЗ госконтракт, но со встречным инвестиционным обязательством. Когда частный бизнес вкладывает в какую-то отрасль свои деньги и получает взамен гарантированный выкуп государством произведённой им продукции. Большинство таких контрактов заключено в области фармацевтической промышленности. Сейчас этот процесс активно идёт в Москве и начинается в Петербурге. Почему именно фармация? Таким предприятиям не нужно много средств, в отличие, например, от автопрома, на проведение форсированной модернизации производства. Представители фармацевтической отрасли подсчитали, что их производственные объекты намного выгоднее построить с нуля, чем покупать и реконструировать. Они вышли на правительство, и правительство их поддержало», — рассказывает Дмитрий Тортев.

Бизнес уже предлагает расширить действие промышленной ипотеки. Руководство АО «Особая экономическая зона »Санкт-Петербург« направило в министерство экономического развития России предложение включить в число получателей льготных займов компании, управляющие особыми экономическими зонами.

Опасность «вертолётных денег»

Несмотря на изменения в программе промышленной ипотеки, она всё равно содержит много ограничений. Не все предприятия реального сектора будут активно в ней участвовать, считает Дмитрий Тортев.

Во-первых, банки будут отдавать предпочтение компаниям, работающим с государством, говорит эксперт. Это снижает риски. Для банков важно, чтобы компании смогли гарантировать свою жизнеспособность на достаточно длительный период. Если они уйдут с рынка, то банки получат в свои непрофильные активы «неприкаянные» производственные объекты.

Во-вторых, сумма кредита — до 700 млн рублей — вряд ли привлечёт внимание серьёзных производственников. По словам Дмитрия Тортева, на эти деньги можно построить лишь коробку и фундамент, создать высокотехнологичное производство не получится.

«И последний момент — даже если мы построим заводские корпуса, чем мы их наполним? Предоставят ли наши китайские и индийские партнёры необходимое оборудование, для того чтобы создать производство полного цикла? А когда это производство заработает, будут ли они обеспечивать обучение персонала и поставку запасных частей? Видимо, поэтому объём программы пока ограничен. »Вертолётные деньги« в промышленность заливать так же опасно, как раздавать их населению», — подчёркивает Тортев.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент