09 сентября 2024 10:31
читать 8 минут

Промышленная добыча водорослей в России возможна буквально с колес. Потенциально это миллиарды долларов

Глава Росрыболовства Илья Шестаков призвал бизнес развивать добычу водорослей на Дальнем Востоке. Рынок морских водорослей растет – к 2032 году он может составить $35 млрд. Эксперты полагают, что наладить выпуск техники для сбора ламинарии можно буквально сейчас.

В России должны приступить к добыче водорослей в промышленных объемах. С таким предложением выступил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Восточном экономическом форума-2024.

По словам Шестакова, на азиатском рынке водоросли востребованы, а в России их практически никто не добывает, хотя на Дальнем Востоке их запасы велики. Глава ведомства призвал бизнес вкладываться в развитие добычи.

 

Оценка запасов

В России морские водоросли (преимущественно ламинарию, она же морская капуста, существует несколько видов) добывают в Белом море в районе Соловков и в Сахалинской области, но добыча минимальна.

По словам Александра Дуленина, старшего научного сотрудника Хабаровского филиала Тихоокеанского научно-хозяйственного исследовательского центра, только в западной части Татарского пролива имеется до 300 тыс. тонн водорослевых ресурсов (из них 80 тыс. – ламинария), а добывается – 150 тонн.

По оценкам специалистов, всего на Дальнем Востоке России запасы водорослей доходят до 20-25 млн тонн. Во всем мире добывают около 26 млн тонн (вместе с искусственно выращенными водорослями аквакультуры)  на общую сумму около 6 млрд долларов.

Мировой спрос на морские водоросли растет, ожидают, что к 2032 году он достигнет 35 млрд долларов США.

Переработка ламинарии сложнее, чем рыбы, водоросли нельзя заморозить,  перерабатывать надо сразу, иначе они потеряют полезные свойства. Особенность водорослей в том, что их добывают в течение короткого летнего периода, когда идет и активная добыча промысловых рыб. Бизнес предпочитает вкладывать все силы в рыбный промысел, а не в извлечение водорослей.

Еще одной проблемой являются законодательные запреты на ряд способов добычи водорослей, например, нельзя пользоваться водорослевой гребенкой.

Сегодня водоросли добывают водолазным способом (что очень недешево), при помощи драг или канзы – это такая «метелка» из прутьев, на которую накручивают листы ламинарии, чтобы выдернуть их со дна. Методы все старые, но верные: канзой, например, можно за смену добыть пару тонн морской капусты.

Еще один запрет касается изъятия так называемых обыкренных водорослей. Так, в Охотском море ежегодно добывали десятки тонн псевдолессонии ламинариевидной, в которую местная сельдь откладывает икру. Сегодня эта водоросль внесена в Красную книгу РФ, добывать ее нельзя.

Не требует больших вложений

«Водоросли используют в пищевой промышленности, фармацевтике, косметологии и парфюмерии, химической отрасли, так что заготавливать различные водоросли необходимо. Тем более это актуально для страны, берега которой омывают моря с большим количеством видов водной растительности», –сказал Mashnews ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По его словам, водоросли добывать нетрудно, их заготовка происходит в прибрежной зоне, на не очень больших глубинах, все это позволяет использовать простую технику и снижает риски для заготовителей водорослей. Сейчас в России водоросли заготавливают вручную или с использованием средств малой механизации, на маломерных судах, в основном на лодках.

В стране достаточно маломерного флота, в качестве техники для извлечения водорослей из воды могут использоваться средства малой механизации -  различные косилки, устройства для захвата водорослей и микро-краны.

«При необходимости для извлечения водорослей из воды могут использовать небольшие земснаряды, например земснаряд проекта 2040 НПО «ГЦКБ Речфлота» (Нижегородская область). Учитывая, что земснарядов в стране выпускают несколько видов, то обеспечить ими заготовку водорослей не составит труда. Маломерными судами, другой техникой добытчиков водорослей могут без проблем обеспечить отечественные машиностроители, в частности, производители сельскохозяйственной техники»,- считает Баранов.

 

Был бы спрос

Главный конструктор Специального конструкторского бюро №2 (входит в военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод», КМЗ) Алексей Ким полагает, что существенных изменений в конструкцию рыболовецких судов  вносить не потребуется.

«Я не думаю, что судно для сбора водорослей будет принципиально отличаться от рыболовецкого. При сохранении основных технических данных по судну, отличия коснутся грузоподъемной техники, системы хранения груза, возможно, электрооборудования. Отечественные проектанты судов при необходимости справятся с проектами переоборудования. Возможно, что больше времени будет потрачено на оформление тех или иных документов, включая процессы согласования в Российском Классификационном обществе или Морском регистре», - сказал он.

В случае, если потребность в такой технике появится, спроектировать и начать ее производство проблемы не составит, но пока на российском рынке нет достаточного спроса на оборудование для покоса и сбора водорослей, пояснил конструктор.

 

Проблемы с импортозамещением

Алексей Ким посетовал, что уход европейских поставщиков судового оборудования не столько привел к импортозамещению и росту спроса на российскую продукцию, сколько к тому, что европейцев на российском рынке заменили китайцы.

Сейчас судовое оборудование перестало быть дефицитом, говорит Ким, появились российские и китайские поставщики, причем китайская продукция полностью повторяет западные образцы, а по цене не дороже, а то и дешевле европейских, да и сроки поставки быстрей, чем у европейских компаний, отметил он.

«У потребителей в России больший интерес вызывает китайская продукция, несмотря на требования Минпромторга по уровню локализации, так как цена оборудования из КНР на 20-30% ниже. Так мы потеряли заказчика, когда работали над судовым оборудованием для краболова, разработали документацию и проект, но тут Минпромторг понизил число баллов по локализации для краболовов и те отказались от наших услуг, купив китайское оборудование на 30% дешевле»,- рассказал он.

Главный конструктор СКБ-2 КМЗ призвал выработать комплексную госполитику по импортозамещению в судостроительной отрасли, с участием Минпромторга, ОСК и других крупных организаций.

«Точечные постановления правительства не всегда работают», - заключил он.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!