Прокуратура займётся банкротством оборонного завода
В дело о банкротстве оборонного АО «172 Центральный автомобильный ремонтный завод» вступила прокуратура. Заседания арбитражного суда по имущественным спорам с Минобороны пройдут в закрытом режиме. В 2020 году сотрудники завода бастовали, требуя погашения долгов по зарплате. Конфликт удалось решить после вмешательства прокуроров.
Забастовка — орудие пролетариата
Воронежское АО «172 Центральный автомобильный ремонтный завод» (172 ЦАРЗ) занималось производством, разработкой и ремонтом автомобильной техники для Минобороны (МО). Как и ещё десятки подобных ремонтных предприятий с советскими корнями, завод входил в структуру АО «Спецремонт», учредителем которого было МО.
В 2021 году 172 ЦАРЗ прекратил работу, а в январе 2022-го компания признана банкротом. Общая сумма требований кредиторов на данный момент — более 318 млн рублей. Самый крупный из них — «Спецремонт», которому 172 ЦАРЗ должен 240 млн рублей. Это позволяет «Спецремонту» контролировать процедуру банкротства завода.
Процедура длится с 2018 года и сопровождается громкими скандалами с участием правоохранительных органов. В 2020 году на поверхность всплыла история с невыплатой 50,5 млн рублей зарплаты сотрудникам. Сотрудники отказывались выходить на работу, пока ЦАРЗ не погасит долги. Забастовкой заинтересовалась прокуратура, в результате конфликт удалось урегулировать.
Теперь прокуратура Воронежской области стала участником банкротства 172 ЦАРЗ. Согласно определению Арбитражного суда Воронежской области, она вступила в банкротный процесс в качестве заинтересованного лица.
Конкурсное производство продлено до июля 2023 года. Отчёт конкурсного управляющего суд заслушает 10 июля.
Зачем нужна прокуратура
Закон о банкротстве не включает прокуратуру в число лиц, участвующих в деле о банкротстве. Прокурор может быть привлечён для дачи заключения по делу, действия участников которого свидетельствуют о возможной легализации доходов, полученных преступным путём или о финансировании терроризма, напоминает Сергей Бакешин, советник, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal.
Ещё одна категория дел, в которых может участвовать прокуратура, — дела о признании недействительными сделок, в которых принимали участие государственные и муниципальные органы или юрлица с государственным участием, совершённых с нарушением законодательства о гособоронзаказе, госзакупках и контрсанкциях.
«Возможно, в рамках дела о банкротстве 172 ЦАРЗ рассматриваются заявления об оспаривании таких сделок, — предполагает Сергей Бакешин. — Год назад генпрокурор дал указание нижестоящим прокурорам вступать в дела о банкротстве юрлиц, имеющих особую экономическую и социальную значимость, в качестве которой иногда рассматривается наличие долгов по зарплате. Основная задача участия прокуратуры в судебных процессах — это надзор за соблюдением законности и защита прав граждан, интересов общества и государства».
«Правовая позиция прокурора может иметь существенное значение для решения суда», — поясняет Анна Васильева, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнёры».
Заседания будут закрытыми
Конкурсный управляющий завода попросил рассмотреть разногласия с Минобороны РФ в закрытом судебном заседании. В материалах дела есть информация о том, что у сторон возникли разногласия о включении в конкурсную массу должника некоего имущества, отмечает Анна Васильева. Судебное разбирательство может проводиться в закрытом заседании, если на нём обсуждается информация, содержащая гостайну, говорит она.
«Поскольку должником по данному банкротному делу выступает организация, осуществлявшая деятельность по производству техники для Минобороны, вероятнее всего, подлежащие рассмотрению вопросы составляют государственную тайну, связанную с гособоронзаказом», — предполагает Анна Васильева.
Ремонтная распродажа
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
Формально 172 ЦАРЗ уже не является оборонным предприятием: Федеральная антимонопольная служба ещё в 2017 году дала госкорпорации «Ростех» добро на приобретение 37,63% голосующих акций завода. А в 2018-м Минобороны передало «Спецремонт» вместе с его дочерними предприятиями Ростеху. В этот пакет вошли 13 авторемонтных заводов, многие из которых, в том числе и 172 ЦАРЗ, находились на разных стадиях процедуры банкротства или ликвидации. Сам «Спецремонт» обанкротился в феврале 2020 года.
Судя по тому, как развиваются события, Минобороны и Ростех не видят перспектив у специальных ремонтных предприятий. Так, в материалах арбитражных процессов с участием 172 ЦАРЗ оборонное ведомство отмечает, что собирается его ликвидировать.
Ростех заявлял, что не намерен сохранять ремонтные предприятия: МО не обеспечивает их заказами, отдавая предпочтение производителям военной спецтехники, которые производят сервисное обслуживание своей продукции. В результате созданные в советские годы специальные ремонтные заводы наращивают убытки. Например, 172 ЦАРЗ с 2009 года, когда он был преобразован из ФГУП в акционерное общество, только два года демонстрировал прибыль: в 2009 году она составила 10,9 млн рублей, в 2012-м — 3,7 млн. Предбанкротный 2018 год завод закончил с убытком 134,7 млн рублей и выручкой 181,2 млн.
Некоторые другие ремонтные «дочки» «Спецремонта» уже ликвидированы, проданы или сменили профиль. Например, 1,61 млн рублей долгов московского 101 ЦАРЗ, признанного банкротом в апреле 2021-го, погасил бизнесмен Дмитрий Клеточкин. Теперь основной вид деятельности завода — обработка древесины.
По частям распродаётся имущество обанкротившегося в 2018 году новосибирского 15 ЦАРЗ. Основной производственный комплекс продан в апреле 2022 года за 212 млн рублей.
Вокруг продажи другого завода — саратовского 9 ЦАРЗ — разворачивается эпопея с отменой торгов. Признанное в 2019 году банкротом предприятие в январе 2023-го ушло с аукциона за 245 млн рублей к компании ООО «Энгельсский металл». Покупатель занимается сбором и торговлей лома чёрных и цветных металлов, а также проводит демонтаж зданий и сооружений. Прежнее руководство 9 ЦАРЗ пытается добиться выкупа актива в собственность региона и возобновления оборонного производства. Но пока эти инициативы не встретили энтузиазма ни у Минобороны, ни у Ростеха.