Производство мебели в России итогам первых трех кварталов 2024 года выросло более чем на 9%
В прошлом году рынок мебели в стране составил 653 млрд рублей.
Иллюстративное фото: мебельная фабрика «Феликс».
Глава Минпромторга Антон Алиханов в ходе пленарного заседания на Международной выставке «Мебель, фурнитура и обивочные материалы» – «Мебель-2024» назвал промежуточные результаты года «достаточно неплохими».
«Уверен, что динамика выше среднего будет и по итогам этого года. В прошлом году рынок составил 653 млрд рублей, мы планируем показать результаты выше, чем прошлогодние. Большой спрос на российскую мебель вытягивает в хороший плюс и производство в других сегментах – ДСП, ДВП и фанеры».
Также министр сообщил, что в России открываются новые деревообрабатывающие предприятия, в том числе в нише фурнитуры.
«Процесс обеления мебельного рынка и сопряженных с ним областей активно идет последние 2-3 года. Нам бы хотелось, чтобы те возможности, которые появились у мебельщиков и производителей фурнитуры, благодаря Фонду развития промышленности, становились более востребованными».
Минпромторг в последнее десятилетие помогал лесопромышленной отрасли, и она стала одной из самых динамично развивающихся в российской экономике, рассказал заместитель директора по стратегии Череповецкого фанерно-мебельного комбината Илья Коротков.
«Однако я добавлю ведро дегтя в описание ситуации в отрасли», — предупредил он.
Российские фанерщики в предыдущие годы активно развивали производство и экспорт продукции. Но в 2022 году они столкнулись с санкционными проблемами: отрасль потеряла 40–50% объемов экспорта. Сейчас она постепенно возвращается к прежним показателям, растет и внутреннее потребление. И чтобы поддержать фанерщиков, нужно сохранять субсидирование транспортных расходов. Это самый эффективный инструмент, которым пользовалась отрасль в последнее время, считает эксперт.
«Но, к сожалению, идет снижение субсидий: в 2023 году было выделено около 20 млрд рублей на эти цели, в 2024-м — только 17 млрд. При этом доля ЛПК в этом бюджете — всего 25%».
Илья Коротков напомнил, что президент РФ давал поручение, которое предусматривает, что меры, принимаемые в промышленности, не должны ухудшать ситуацию в отраслях. Но выполнить это поручение пока не получается.
В четвертом квартале текущего года мы увидим существенный спад в жилищном строительстве, который негативно отразится и на мебельной отрасли, отметил в своем выступлении на конференции генеральный директор Первой мебельной фабрики и президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Александр Шестаков.
Иллюстративное фото: «Первая мебельная фабрика».
Главная причина замедления динамики роста мебельного производства — проблемы в жилищном строительстве. Александр Шестаков отметил, что высокая ставка по ипотечным кредитам негативно отразилась на работе строительных компаний.
«У крупных игроков строительного рынка уже начинаются глобальные проблемы, и в четвертом квартале мы увидим их проявление. Это наглядно продемонстрирует, что пришло время отвечать за сверхприбыли, которые получали банки от ведения эскроу-счетов», — считает Александр Шестаков.
В своем выступлении глава АМДПР отметил, что эти проблемы рикошетом ударят и по мебельщикам. Поэтому «сегодня важно принять меры, которые помогли бы отрасли удержаться на прежних позициях». Это, в частности, заградительные пошлины на ввоз иностранной мебели в РФ.
По оценке Шестакова, сегодня в Россию импортируется мебели примерно на 150 млрд рублей в год. Причем по документам около 110–120 млрд рублей — доля дружественных стран. Однако по факту «большая часть мебели из недружественных стран едет к нам через дружественные».