Производители СПГ просят у правительства субсидий и автозаправок
Проблемы с экспортом СПГ заставляют наращивать его потребление внутри страны - но для этого не хватает ни технологий, ни инфраструктуры, ни экономических стимулов. Национальная Ассоциация сжиженного природного газа направила в правительство РФ предложения, как улучшить ситуацию в отрасли.
Вопрос формирования внутреннего рынка СПГ стоит очень остро – нужно куда-то направлять излишки природного газа, который не удается продать за рубеж. При этом следует выпускать больше СПГ на малотоннажных заводах, используя его в качестве топлива для разных видов транспорта. В отличие от крупных производств, в этом сегменте Россия имеет собственные технологии. Однако создание благоприятных условий для роста потребления СПГ требует больших инвестиций, которых нет у бизнеса. Поэтому без помощи государства проблему не решить.
12 марта Национальная ассоциация СПГ направила письмо Председателю
Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложениями о поддержке отрасли
(документ есть в распоряжении Mashnews).
Неделей позже тему обсудили в
Торгово-промышленной палате России.

Машины и заправки есть – осталось заинтересовать людей
Национальная ассоциация СПГ (НАСПГ), объединяющая более 80 компаний, передала в правительство пакет инициатив по развитию СПГ-отрасли. В частности, предлагается ускоренное развитие рынка газомоторного топлива – это хороший способ стимулировать спрос. При этом речь не только о традиционном компримированном природном газе (КПГ), но и о сжиженном, который имеет свои преимущества.
Сегодня СПГ занимает уже почти 50% газового рынка, и его доля будет расти. Россия в 2024 году поставила рекорд по мощностям производства СПГ – почти 40 млн тонн, из которых 37,5 млн тонн обеспечивают крупнотоннажные проекты. Доля малых и средних заводов на этом фоне пока выглядит скромно – 26 объектов с общим выпуском 387 тыс. тонн и уровнем загрузки чуть более 60%. Еще 25 заводов на 722 тыс. тонн – в активной стадии строительства, плюс около 45 заводов заявлены к реализации. Но это как раз тот сегмент, который будет обеспечивать внутренний рынок топлива. Об этом сообщил президент НАСПГ Павел Сарафанников 19 марта на совместном заседании Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК и подкомитета по газомоторному топливу «Развитие рынка СПГ: производство, инфраструктура, транспорт и техника, международные транслогистические коридоры».
«У нас есть целевые показатели потребления СПГ в качестве газомоторного топлива – от 1 до 3 млн тонн к 2030 году, а к 2035 году – 7 млн тонн. Если учесть, что сегодня это потребление с малотоннажных заводов составляет не более 150 тыс. тонн, можно представить, как нам кратно надо вырасти», - подчеркнул Павел Сарафанников.
Рост потребления невозможен без соответствующей заправочной инфраструктуры. Сегодня в России насчитывается всего 92 криоАЗС – против 1000 АГНКС (автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции). То есть доля СПГ-заправок – менее 10% от всех газовых АЗС. Для сравнения: заправок с нефтепродуктами в стране около 30 тыс. При таком дисбалансе увеличить объем потребления газа на автотранспорте невозможно, считают в Ассоциации СПГ.
СПРАВКА MASHNEWS
- По данным Минэнерго России, в 2025 году в РФ планируется расширить инфраструктуру для газомоторного топлива и активнее переводить транспорт на метан. В том числе, с помощью средств госбюджета планируется построить 56 АГНКС. В 2025 – 2027 гг. в развитие рынка газомоторного топлива планируется вложить около 9 млрд рублей.
Главный производитель СПГ в России – ПАО «НОВАТЭК». У компании сегодня – 15 действующих криозаправок, еще 21 объект строится. В том числе, в этом году будут введены первые криогенные АЗС на новой трассе М-12 «Восток», между Москвой и Екатеринбургом, рассказал начальник отдела маркетинга и развития продаж компании «НОВАТЭК-СПГ Топливо» Иван Папазов.
Основной потребитель СПГ – это тяжелый магистральный транспорт, подчеркнул он. Легковых авто, такси или легкого коммерческого транспорта на таком топливе нет – это экономически нецелесообразно. Зато седельные тягачи на СПГ, по сравнению с машинами на дизтопливе, при годовом пробеге 150 тыс. км «экономят» владельцу около 1,28 млн рублей.
Если до 2024 года в стране почти отсутствовала техника на СПГ, то сейчас она наконец-то стала доступна, добавил Иван Папазов.
«Основной российский производитель КАМАЗ сертифицировал такую машину летом 2024 года, и с этого года мы рассчитываем на значительные поставки от завода – они запланировали около 700 машин, и 200 из них уже выпустили в прошлом году. Техника наконец появилась на рынке, и мы ждем активного развития транспорта на СПГ в этом году», - сообщил представитель НОВАТЭКа.
По его словам, теперь, когда в России есть и заправочная сеть, и машины, самое главное – заинтересовать конечных потребителей в переходе на сжиженный природный газ.
По мнению Павла Сарафанникова, предприятия, имеющие автопарк крупногабаритной техники, все чаще смотрят в сторону СПГ, нежели КПГ. Однако основная господдержка сосредоточена именно в сегменте компримированного природного газа. И это касается не только льгот на переоборудование транспорта.
«В 2024 году объем субсидий, выделенных на создание инфраструктуры и строительство заводов СПГ, просто ничтожный – 650 млн рублей. При том, что самый маленький малотоннажный СПГ завод стоит 700 млн рублей, а самый простой заправочный комплекс – около 150 млн рублей», - сообщил президент НАСПГ.
Суда, поезда и ракеты – на СПГ
Использование СПГ в качестве топлива не ограничивается только автомобилями. Его применение должно вырасти на морском водном транспорте – особенно в свете экологических задач по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Еще одна перспективная ниша – железнодорожный транспорт, который сегодня потребляет огромные объемы дизеля. И, наконец, космические ракеты.
«Роскосмос» также заходит в эту историю, они создают ракету на СПГ. Там необходимо качество топлива высшего класса, и наши малотоннажные заводы готовы его обеспечивать, чтобы и ракеты у нас могли сегодня летать на СПГ», - рассказал Павел Сарафанников.
Однако пока России не хватает собственных технологий для развития этих направлений. Так, в программе Минпромторга по строительству 1000 морских и речных судов до 2035 года нет ни одной единицы на СПГ – нет отечественных технических решений для этого.
Отсутствует в стране и терминальная инфраструктура, без которой невозможно развивать торговлю.
«В России ни одного сухопутного терминала СПГ нет вообще. Нет полноценно сформированных хабов – как физических, так и виртуальных – для того, чтобы мы могли продавать и переваливать через себя СПГ. А логистика сегодня определяет все. Более того, мы могли бы формировать логистические пути и терминальную часть не только на территории РФ, но и на международной арене – это позволит нам достичь стабильности при производстве и продаже СПГ в больших объемах», - подчеркнул президент Ассоциации СПГ.
Чтобы занять 20% мирового рынка, нужна поддержка
По данным Минэнерго, Россия сохраняет цели по росту производства СПГ до 100 млн тонн к 2035 году, несмотря на санкции. Это позволит стране занять до 20% мирового рынка этого вида топлива, сообщило 21 марта ТАСС со ссылкой на главу ведомства Сергея Цивилева. Но без поддержки государства «по всем фронтам» отрасль вряд ли сможет совершить прорыв.
Ассоциация СПГ направила в правительство предложения по развитию СПГ-отрасли. Они разделены на шесть доков и направлены на развитие инфраструктуры, поддержку отечественного машиностроения, совершенствование законодательства и устранение регуляторных барьеров.
В числе предложений:
- прямое субсидирование капитальных вложений в объекты производства малотоннажного СПГ, систем приема хранения и регазификации и сопутствующую инфраструктуру на уровне не менее 20% от суммы капитальных вложений;
- субсидирование процентных ставок по кредитам для реализации СПГ-проектов с целью достижения комфортного уровня эффективной ставки.
- увеличение объема субсидий на развитие производственной и сбытовой инфраструктуры СПГ до уровня, аналогичного субсидированию компримированного природного газа (КПГ) в рамках реализации федерального проекта «Чистая энергетика» государственной программы «Развитие энергетики».
- предоставление субсидий только для проектов, использующих оборудование российского производства по постановлению правительства №719, что стимулирует спрос на отечественное оборудование, снизит зависимость от импорта и поддержит российское машиностроение;
- введение специальных налоговых режимов для СПГ-проектов любой мощности и в любом регионе России;
- пересмотр утилизационного сбора для газомоторной техники, импортируемой из дружественных стран,
- разработка и строительство заправочной инфраструктуры для альтернативных видов топлива, включая СПГ, с учетом потребностей автомобильного, железнодорожного и водного транспорта;
- создание газоперерабатывающих кластеров и развитие транспортной инфраструктуры, в т.ч. магистральных газопроводов в прибрежных районах, что позволит повысить эффективность логистики и обеспечить стабильные поставки СПГ.
Производители оборудования хотят гарантий
Важная задача – стимулирование производства российского оборудования для СПГ-проектов. Зависимость от импорта в этом сегменте остается очень высокой. Появляются российские решения, но им пока сложно конкурировать с импортом, в первую очередь по цене, рассказал Mashnews генеральный директор АО «Криогенмаш» Евгений Матвеев.
По его словам, действенной мерой поддержки было бы формирование госзаказа, когда производители смогут планировать серийный выпуск продукции, равномерно распределяя расходы на создание продукции на весь объем выпуска. Другой вариант – компенсация заказчикам разницы в цене между российской и импортной продукцией (промышленный кэшбэк), при условии планового снижения цены на российское оборудование и достижения ценового паритета в течение 2-3 лет.
«Вместе с поддержкой НИОКР на создание востребованных видов продукции это позволило бы в короткие сроки организовать конкурентоспособное российское производство качественного оборудования для СПГ-проектов», - отметил собеседник издания.
По его словам, рынок оборудования СПГ в России еще только формируется, и нет единых подходов к его стандартизации.
«Поэтому производители оборудования несут высокие риски при разработке и выводе на рынок новых продуктов - нет гарантии того, что данное оборудование будет заказано повторно именно с такими же характеристиками, а немалые расходы на разработку, изготовление, испытания, сертификацию и т.д. производитель уже несет. Одновременно заказчики сравнивают новый российский продукт с серийным импортным и хотят получить сопоставимые цены, что на начальном этапе невозможно», - подчеркнул Евгений Матвеев.
По итогам заседания в Торгово-промышленной палате решено подготовить дополнительные обращения в Правительство РФ и Минэнерго России с предложениями по поддержке отрасли СПГ.
СПРАВКА MASHNEWS
- По данным НАСПГ, потребление СПГ в мире в 2024 году – 425 млн тонн, из которых 65% приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, 30% - Европу. Крупнейшие импортеры СПГ – Китай, Япония, Южная Корея. Крупнейшие экспортеры СПГ – США (91,2 млн тонн), Катар (81,5 млн тонн), Австралия (78,4 млн тонн), Россия (33,3 млн тонн).
- По данным Росстата, производство сжиженного природного газа в 2024 году составило 34,7 млн тонн, что на 5,4% больше, чем за 2023 год.