Производители дронов ищут испытательные коридоры длиной хотя бы в 100 км
Представители крупнейших компаний по производству беспилотных авиасистем собрались в Петербурге, чтобы обсудить, как открывать испытательные полигоны и выходить на серийное производство. Пришли к тому, что без армии не обойтись: полигоны надо просить у военных, а серию обеспечат заказы Минобороны.
Всем выйти в коридор
Вести дискуссию о полигонах для испытания беспилотников на форуме «Баркемп» доверили советнику губернатора Томской области Сергею Хурсевичу. В своем положении он свысока может смотреть на чиновников, на которых жалуется бизнес из-за запретов на полеты. Томская область один из двух регионов России, где есть ЭПР (экспериментальный правовой режим) для испытаний БАС (беспилотных авиасистем). Второй – Якутия.
Томская область уже задумала у себя полигон – коридорного типа, да еще с несколькими рукавами. Он проходит между крайними точками региона Томском и Стрежевым. Длина такого коридора по прямой 350 километров – летай и резвись. Рукава также в города Кедровый, Пионерный и Новый Васюган.
«Все болота уже этими беспилотниками зас… (замусорили – прим. ред.)», - поделилась с MASHNEWS уроженка Стрежевого Екатерина.
В Томской области проходили испытания БАС-200, первого в России беспилотника, который получил сертификат типа. После этих испытаний в самых крупных в России болотах - Васюганских, до сих пор тонут экспериментальные БЛА.
Такими достижениями похвастаться в Центральной России и на Северо-Западе не могут. Но представитель Росавиации в СЗФО Евгения Платонова с удивлением выслушала, что полигонов для БАС нет.
«Так к нам никто не обращается, мы готовы помочь, предоставить площадки», - выпалила она в начале встречи.
Буквально через полчаса противоположная реплика.
«Мы ведем переговоры, много кто к нам приходит с вопросами. Мы уже проводим рабочие встречи, чтобы полигоны были. Пока готовы консультировать», - сказала она.
Павел Камнев из «Лаборатории Будущего» сказал, что у него полигон есть, правда, в Свердловской области. Целых семь километров, он полностью загружен и беспилотники ходят по головам буквально. Единственное, ночью они не летают, потому что нет освещения.
Нужно немного – 24 часа полетов
Чтобы испытывать беспилотники, нужна серьезная инфраструктура, к тому же, рядом с производством. Как рассказал MASHNEWS один из разработчиков, чей завод находится в Петербурге, он ездит испытывать свои БАС в Якутию.
«Чтобы снарядить такую экспедицию, с одним бортом, мне нужно потратить где-то два миллиона рублей. Это несколько машин, это питание и проживание сотрудников, это ротация, а если что-то ломается - это же испытания - отправлять детали из Петербурга», - поделился опытом дистанционных испытаний собеседник.
«Мы пытаемся разрабатывать что-то новое, а летать нам негде или нельзя. Чтобы можно было что-то создавать, нужна площадка (для испытаний), причем не одна. Для самолетного БПЛА нужен потолок хотя бы до шести тысяч метров, расстояние хотя бы до 100 километров. Для мультиротов требования попроще, но всем необходимы условия для хранения, доступность территории, отопление в испытательном комплексе. Главный приоритет – круглосуточная площадка», - говорит научный сотрудник факультета безопасности информационных технологий ИТМО Дмитрий Ткаченко.
Допустимое решение предложила Евгения Платонова из Росавиации. Сказала, что всегда можно обратиться к военным, особенно если ваш беспилотник может что-то сбрасывать на потенциального противника. Просто приходишь к начальнику военного полигона, договариваешься - и летаешь.
Вряд ли военные полигоны имеют длину в сто километров. Но для тестирования дронов малой дальности, например FPV, такой вариант подойдет.
Что после операции?
Испытания - это непрекращающийся цикл, потому как производители делают все новые модели, но модели, которые испытания прошли, через какое-то время хочется сделать серийными.
Однако на рынке беспилотников после 24-го февраля 2022-го года масса закрытых дверей. Самая большая – дверь на Запад. Этот рынок недоступен в принципе. В Китае российские беспилотники никому не нужны, своих девать некуда.
Участники дискуссии, которую модерировал глава компании «Русдронопорт» Николай Ряшин (80% продукции которого идет на экспорт), посетовали, что выходить на зарубежные рынки трудно, а россиян мало где ждут.
Серийное производство нуждается в предсказуемости поведения рынка. Портфель заказов компании должен быть заполнен. Сейчас такое заполнение может обеспечить лишь армия и образовательные организации, которые обучают операторов БПЛА.
«Если мы говорим о российском рынке, то на сегодняшний день это дроны для СВО и дроны для обучения. Остальное - не рынок, разовые фрагментарные поставки. Нам на серийное производство позволил выйти запрос. И это не образование», - рассказал Павел Камнев из «Лаборатории будущего».
Что производители делать, когда это спрос пропадет, - непонятно. На дронах «Лаборатории», например, отличные тепловизоры, но они дорогие и военные. В гражданском деле они просто не будут никому нужны.
«Будет эффект выплескивания из оборонки в гражданку», - считает директор технопарка ЦАГИ Дмитрий Чернышев.
Что именно выплеснут, однако, предложили задуматься.
«Почему у нас истребители круто получаются, а автомобили нет? Потому что у нас конструкторов всегда учили не думать о пилоте, никакой эргономики, нужно выполнять боевую задачу. Никаких дум об удобности продукта или употреблении его в гражданском секторе», - заставил всех под конец задуматься глава компании «Майнд» Михаил Липатов.