29 апреля 2025 10:52
читать 10 минут

Производители БПЛА почти выполнили прошлогодний государственный гражданский заказ к концу апреля 2025 года

Компании слишком поздно получили авансирование на разработку и производство аппаратов.

БПЛА самолетного типа «Геоскан 201 Видео». Иллюстративное изображение: geoscan.ru

Представитель Государственной транспортной лизинговой компании пояснил изданию «Ведомости», по государственному гражданскому заказу (ГГЗ) на 2024 г. была законтрактована поставка 2717 беспилотных авиационных систем на 6,074 млрд руб. По плану в 2024 г. поставили 1429 единиц техники, а в 2025 г. должны поставить еще 1288 единиц. С начала этого года и до конца апреля компании произвели и отгрузили еще 1249 БАС, отчитался представитель ГТЛК.

О том, что срок выполнения ГГЗ 2024 г. на поставку БАС перенесли на конец мая 2025 г., «Ведомостям» рассказали два источника в компаниях, предоставляющих услуги для заказчиков БАС.

В настоящее время ГТЛК завершает исполнение контрактных обязательств 2024 г. (в соответствии с согласованным переносом части контрактных обязательств 2024 г., ориентировочная дата исполнения всех поставок – 30 мая 2025 г.), сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга. 

«Перенос части контрактных обязательств на 2025 г. связан с имеющейся загрузкой производителей БАС, а также необходимостью исполнения обеспечения обязательств со стороны субконтракторов». 

Собеседник уточнил, что перенос на 2025 г. был согласован с заказчиками и утвержден протоколом заседания президиума правительственной комиссии по вопросам развития БАС.

В апреле 2024 г. ГТЛК получила статус квалифицированного базового заказчика, на нее правительством была возложена задача консолидации спроса госзаказчиков и распределение его на производителей дронов. Но уже в августе 2024 г. стало известно, что производители гражданских беспилотников не могут получить средства в рамках госзаказа, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к Минтрансу и правительству.

В ГТЛК тогда говорили, что авансирование идет планово. Проблема, по версии компании, заключалась в сложностях с согласованием контрактов в федеральном казначействе и оплатой на казначейские счета. «Ведомости» направили в казначейство запрос, сохраняется ли проблема.

На стадии производства из-за санкционных ограничений остается 39 единиц техники сибирского производителя БПЛА – научно-производственного предприятия «Авакс-геосервис», пояснил представитель ГТЛК. Лизинговая компания находится в ежедневном контакте с производителем и мониторит соблюдение графика поставки. Минпромторг также контролирует выполнение обязательств «Авакс-геосервисом», заверил представитель министерства. Но источник в компании, предоставляющей услуги для заказчиков БАС, не уверен в том, что «Авакс-геосервис» сможет закончить работу до конца мая. По его словам, аппараты еще не собраны и будут готовы только к 6 мая, а после этого должны пройти летные испытания и сопутствующую им доработку, далее готовую продукцию нужно отгрузить заказчикам и получить обратную связь, перечисляет собеседник.

«Ведомости» направили запрос в «Авакс-геосервис».

БАС miniSIGMA с вертикальным взлетом и посадкой производства компании «Авакс-геосервис». Иллюстративное фото: uav-siberia.com

По данным источника «Ведомостей», близкого к ГТЛК, правкомиссия допустила к участию в госконтрактах на поставку беспилотников всего 37 отечественных производителей БАС, 14 из которых получили заказы более чем на 30 моделей. В то же время по программе льготного лизинга БАС, которую реализует ГТЛК как одну из мер государственной поддержки стимулирования спроса на отечественные дроны, в 2024 г. с семью отечественными производителями – «Русдронопортом», «Геосканом», ГК «Тихие крылья», НПП «Радар ммс», «Диам-аэро», «Летающими машинами Тюринга», инжиниринговым центром «Кронштадт» – было заключено 10 договоров поставки на 140 БАС на общую сумму 3,1 млрд руб. «Ведомости» направили запросы в организации.

В январе 2025 г. Минпромторг попросил ГТЛК оценить эффективность ГГЗ на дроны за 2024 г., а также рассмотреть перспективу его переориентации с поставок техники на приобретение услуг с использованием дронов, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо замминистра Василия Шпака. В финансовом выражении ГГЗ в 2025 г. сократится почти в 5 раз по сравнению с прошлым годом: объем средств составит 1,14 млрд руб., из которых 1,02 млрд руб. заложено на закупку БАС, 57,8 млн руб. – на закупку услуг БАС.

БПЛА вертолетного типа «Альфа-Е» с воздушным лазерным сканером и квантовым магнитометром производства компании «Тихие крылья». Иллюстративное фото: Сергей Чевалков/silentwings.ru

Перенос сроков, по словам двух источников «Ведомостей» в компаниях отрасли БАС, был связан с поздним перечислением госфинансирования. Минфин только осенью 2024 г. довел до исполнителей госконтрактов на поставку беспилотников финансирование и производители не успели завершить разработку, производство и отгрузку необходимого количества аппаратов до конца 2024 г., рассказал один из собеседников. Это, по его словам, повлияло и в целом на сокращение финансирования нацпроекта БАС (был запущен в 2024 г.).

Представитель Минфина переадресовал вопросы по срокам доведения средств до исполнителей госзаказа на поставку беспилотников в ГТЛК и в Минпромторг, курирующий нацпроект.

Производители БАС столкнулись с проблемами из-за финансирования, подтверждает генеральный директор «Русдронопорта» Николай Ряшин. «Деньги пришли большинству компаний в конце августа и сентябре, а срок исполнения контракта был намечен на конец года, – говорит он. – Сложно сделать за три месяца продукцию, которая делается в норме за шесть месяцев, учитывая логистическое плечо, которое никак не ускорить». У многих производителей просто не было финансовой подушки и готового склада запчастей, чтобы взяться за выполнение госконтракта, указывает Ряшин.

Существенная часть проблем связана с выделением авансирования на закупку комплектующих для разработки и производства аппаратов, подтверждает директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков. Далеко не каждому производителю под силу изготовление всех необходимых деталей и компонентов на свои средства, а привлекать кредитные средства по текущим ставкам сложно. К тому же банки не спешат финансировать производителей в отрасли беспилотия, обращает внимание Дацыков.

Госзаказ на дроны стартовал в мае 2024 г. с заключения первых договоров, а к октябрю исполнение составляло 5−10%, знает коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев. К тому моменту некоторые организации даже не смогли решить вопрос открытия казначейских счетов, на которые должны были поступать федеральные деньги, знает он. В результате часть поставщиков призналась в невозможности выполнения ГГЗ, а другая часть попыталась перенести его на следующий год, указал эксперт. Напротив, часть организаций, которые имеют готовые отработанные решения для заказчиков и надежные производственные мощности, в программу госзаказа не попали, сетует Камнев.

Госзаказ вреден, категоричен директор «Летающих грузовиков» Антон Блик. Нужно организовывать стандартные тендеры: пусть каждая госорганизация заказывает то, что надо ей, без бесполезной деятельности по агрегированию заказа через ГТЛК, считает он.

Срыв сроков и условий выполнения госзаказа может быть чреват тем, что компании больше не будут допущены к выполнению госзаказа в будущие периоды, предупреждает Камнев. Напротив, ничего страшного не видит в подвижках по срокам представитель «Флай дрона», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ивашов. По его словам, перенос произошел по техническим причинам и каких-то катастрофических последствий не будет, потому что беспилотие является молодой отраслью и многие механизмы взаимодействия власти и бизнеса в ней пока не до конца отработаны. К тому же производства во многих случаях не успевают расширяться с нужной скоростью в том числе из-за сильного кадрового голода, добавляет генеральный директор компании «Сверх», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Коригодский.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!