30 августа 2023 18:16
читать 10 минут

Изготовители башенных кранов жалуются на иностранных конкурентов

Продажи башенных кранов в России растут, показывает статистика. Но отечественные производители от этого не выигрывают. Строительные компании закупают импортную технику. Чтобы противостоять китайской и турецкой продукции, нужен заградительный утилизационный сбор, считают изготовители российских кранов.

Зачем покупают краны

Продажи кранов в России с 2018 по 2022 год увеличились в три раза: со 100 до 300 штук в год. По данным доклада «Анализ рынка башенных кранов в России, прогноз на 2023–2027 гг.», который подготовило агентство BusinesStat, в 2022 году продажи башенных кранов в России, несмотря на непростую экономическую ситуацию, выросли на 22%.

Рынок и башенных кранов, и автокранов продолжает заметный рост и в 2023 году, рассказал MASHNEWS исполнительный директор Ассоциации производителей кранового оборудования «СоюзКран» Рафаэль Салихов.

«Рост рынка кратный. Это связано с большим госзаказом, я так понимаю. Плюс ранняя выдача денег. Идёт серьёзное потребление техники под нацпроекты. Башенные краны не покупают для малоэтажного строительства. Там автокрана достаточно. А башенный кран — это такая инвестиционная штука. Как бульдозеры и другая дорожно-строительная техника. Люди вкладывают средства в большой проект с глубиной реализации три-пять лет. Иначе нет смысла, на меньший срок кран берут в аренду», — говорит Салихов.

Аналитики отмечают, что росту рынка в последние полтора года способствовало несколько факторов:

  • Общая потребность в строительной технике, поскольку проекты жилищного и промышленного строительства не были остановлены.
  • Нестабильность курса рубля, участники рынка опасались удорожания башенных кранов и старались купить технику до повышения цен.
  • Ожидание введения санкций и возможного дефицита импортных башенных кранов.

Опасения насчёт санкций оказались ненапрасными. Строительные краны вошли в десятый пакет санкций Евросоюза против России. Он вступил в силу в марте 2023 года.

Ничего сверхъестественного


Фото: пресс-служба министерства промышленности Челябинской области

Продажи выросли очень серьёзно, но эта техника в основном не отечественная, поясняет Салихов.

«Производство башенных кранов в России тормозится ценой конечного продукта. Отечественная техника существенно дороже и сильно привязана к импортным комплектующим, в основном из недружественных стран. Помогают нам Китай и в меньшей степени Турция», — говорит он.

При этом производственные возможности в России есть, они с лёгкостью закроют на 100% все потребности, считает Рафаэль Салихов. «Ничего сверхъестественного в производстве крана нет. Вопрос только в цене и в освоении в России той компонентной базы, которую на данный момент всё равно закрывают если не параллельным импортом, то поставками из Китая. Но многие российские производители начали, как птица Феникс, возрождаться из пепла. По крайней мере, в начале года ситуация была такой. Люди вкладывали деньги в ранее обанкротившиеся производства», — объясняет глава «СоюзКрана».

Каждый кран стоит 25–30 млн рублей. Рынок новых башенных кранов — это около 200 единиц в год. В этом году, наверное, уверенно продадут 150, считает Салихов.

«С Китаем у нас идёт борьба, и я её даже бы назвал войной субсидий. В том смысле, кто больше своему производству помогает. В России краностроение — как тяжёлое машиностроение — практически не субсидируется, государство его почти не поддерживает на уровне той же программы поддержки лизинга или утильсбора. Зарубежные башенные краны, в отличие от многих других видов техники, не облагаются утильсбором. Автокранам, как среднему машиностроению, при этом поддержку оказывают», — объясняет он.

«Металлопрокат наши предприятия тоже применяют довольно дорогой, —  продолжает Салихов. — В своё время были очень серьёзные требования к жёсткости металлоконструкций. И с давних пор металлопрокат применяется очень серьёзный. А китайские производители обходятся более лёгкими конструкциями. Но тем не менее есть достойные машины, которые китайцы выпускают и даже с хорошим металлом у них цены ниже, чем у отечественных заводов. Из комплексных проблем, первое — это отсутствие господдержки. Она была, но закончилась в своё время на НИОКРе. Краны-то создали, а вот поддержки рынка нет. Практически всё кроме железа — импортное. Все системы управления, все исполнительные механизмы. Я знаю, что осваивают российские предприятия лебёдки, редукторы, но пока это всё на уровне экспериментов, ну, а эксперимент и стоит дороже. И когда выпускают продукцию не десятками, а сотнями и тысячами штук, то и стоимость другая». 

Как бороться с китайскими кранами


Фото: rkz-rzhev.ru

Подъёмная техника чрезвычайно разнообразна. Это козловые, башенные, автомобильные, консольные краны. В России их выпускают десятки предприятий, но производством самых заметных на стройплощадках башенных кранов занимаются две компании. Это «Крановые технологии» из Челябинска (бренд Giraffe) и компания «РКЗ Ржев-кран».

«Что касается башенных кранов, то я не вижу динамики, о которой говорит исследование BusinesStat. У нас продажи не растут. Как я вижу, у Нязепетровского завода (»Крановые технологии« — прим. ред.) выпуск тоже не сильно увеличился«, — рассказал MASHNEWS исполнительный директор компании »РКЗ Ржев-кран« Алексей Васькин.

«Самая главная проблема у производителей — это отсутствие заказов на нашу линейку. Строят старыми кранами, строят западноевропейскими, китайскими кранами, но не отечественными. Хотя отечественные краны по своим характеристикам ничем не уступают зарубежным», — говорит он.

«Западноевропейские краны заполонили рынок очень серьёзно. Китайские берут ценой и составляют нам конкуренцию. Несмотря на то что у них сомнительные заявленные параметры. Противостоять китайским кранам можно. Для этого надо ввести пошлину. Утилизационный сбор, вот и всё. Механизм регулирования лучше знает Минпромторг. Но я уверен, что создать выгодные условия для нашей техники по силам министерству, чтобы это было на пользу отечественной промышленности, в частности башенному краностроению», — считает Васькин.

Комплектующие в дефиците


Фото: rkz-rzhev.ru

Детали и комплектующие в контексте импортозамещения Алексей Васькин назвал «больным вопросом».

«С учётом того, что у нас были хорошие связи с Западной Европой, мы свои краны зачастую комплектовали преобразователями, тормозами, двигателями, редукторами западноевропейских изготовителей. А на нашем рынке техники и комплектующих такого качества, к сожалению, нет. То есть сейчас, действительно, есть дефицит. Но я думаю, что это в целом толкнёт нашу машиностроительную отрасль вперёд. Это и редукторы, и двигатели, и тормоза, и электрическая схема. Давно-давно краны делали только из отечественных комплектующих, и они пользовались спросом. Но в определённый момент мы сказали —  это не надо, мы возьмём »там«, зачем нам это развивать, вот и получили», — заключил исполнительный директор «РКЗ Ржев-кран» .

Исполнительный директор второго российского производителя башенных кранов — ООО «Крановые технологии» — Святослав Хитриков в интервью журналу «Подъёмная техника» рассказал, что за последние полтора года его компания смогла заместить иностранных поставщиков. Осенью 2022 года на полигоне завода был испытан первый опытный образец с альтернативными комплектующими. «Сейчас этот кран успешно эксплуатируется нашей арендной компанией. И на сегодняшний день вся линейка верхнеповоротных кранов не имеет критической зависимости от импортных поставок», — сказал Хитриков.

СПРАВКА MASHNEWS:
В России в скором времени должно появиться ещё одно крановое производство. Турецкая компания Özfatihler Crane намерена построить в Уфе завод мостовых и консольных кранов. Как сообщили в правительстве Башкортостана, этот турецкий холдинг с 2007 года поставляет краны своего производства заказчикам из Башкортостана. В связи с ростом объёма закупок инвестор решил открыть в Уфе производственную площадку и зарегистрировал компанию «Озфатихлер Кран Уфа». В строительство завода на первом этапе планируют вложить 110 млн рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: