30 августа 2023 10:53
читать 10 минут

Производителей оборудования для судов поддержат субсидиями. Иначе верфи купят китайское

Минпромторг предлагает субсидировать производителей судового оборудования: сейчас отечественное дороже иностранного, иногда в разы, поэтому не выдерживает конкуренции с импортными аналогами. Субсидии позволят запустить серийное производство и не допустить срыва сдачи судов, считают в министерстве.

Не больше пяти субсидий в одни руки

Инициатива Минпромторга опубликована для общественного обсуждения, которое должно завершиться 1 сентября.  Министерство предлагает субсидировать производство пилотных партий критически важного оборудования, «что создаст временные условия для снижения цены, повышения спроса, под который будет наращиваться серийное производство с планомерным снижением себестоимости».

До этого Минпромторг выделял субсидии на разработку отечественных образцов судового оборудования (см. справку), теперь речь идет о поддержке производства.

В пояснительной записке к документу говорится, что сейчас в России строится около 300 судов, и процесс их достройки «под угрозой срыва в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер».

Из-за санкций многие зарубежные производители комплектующих и оборудования покинули рынок РФ, «что привело ‎к необходимости создания отечественных аналогов полной номенклатуры такого оборудования». Но эти аналоги подчас оказываются в два раза дороже иностранных, поэтому отечественная продукция проигрывает на рынке, говорит Минпромторг.

По данным ведомства, на эти цели в 2025 году потребуется 2 млрд рублей и столько же в 2026-м. Их выделят из бюджета РФ. В 2024 году деньги предлагается брать за счёт «продажи активов (акций, долей и иного имущества) иностранными лицами недружественных государств» (сумма не уточняется).

Перечень субсидируемого оборудования определит межведомственная комиссия под эгидой Минпромторга. На каждый вид оборудования из перечня можно будет подать только одну заявку. Если производитель выпускает несколько видов этой продукции, то нужно будет подавать документы на каждый в отдельности, но не более пяти заявок.

Китай выигрывает в цене


Фото: ОСК

«Наиболее зависим от иностранного судового комплектующего оборудования рыбопромысловый флот и научно-исследовательские суда. Наименее зависимы транспортные суда массовых серий »река-море« класса проектов RST27, RST27M, RSD29. Проблемы имеются с судовыми двигателями, дизель-генераторами, специализированным оборудованием», — говорит руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов.

Субсидирование производителей и другие меры, которые уже ввело государство и которые только разрабатывает, дадут возможность запустить серийное производство нужного оборудования и комплектующих, считает Дмитрий Стоянов, заместитель гендиректора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ »Курс«.

«В документе Минпромторга мера обозначена как временная, так как бюджетное планирование ограничивается тремя годами. Однако если субсидирование покажет хорошие результаты, то его можно будет продлить», — поясняет Дмитрий Стоянов.

По его словам, конкурировать с китайскими производителями отечественные предприятия сейчас не могут: у Китая рынок сбыта и объёмы производства несопоставимы с российскими. Плюс КНР эффективно поддерживает свои компании: субсидирует разработки, экспортные поставки, предоставляет льготные кредиты.

Всё это приводит к тому, что продукция, выпущенная в РФ, оказывается дороже китайской.

«Мы проводили сравнительный анализ для судна стоимостью 1,2 млрд рублей: в нём было использовано отечественное оборудование на 180 млн рублей и иностранное — на 250 млн. Если всё иностранное заменить на российские аналоги, стоимость выросла бы на 100 млн рублей», — приводит расчёты Дмитрий Стоянов.

Часть оборудования и комплектующих российского производства уже сегодня предлагаются по ценам, сравнимым с китайскими аналогами, отмечает он. Например, двигатели мощностью 1200 кВт от завода «Волгадизельмаш» вполне конкурентоспособны.

«Наша задача сейчас — обеспечить судостроительную отрасль отечественной продукцией, сопоставимой по цене и качеству с иностранными аналогами. И новое постановление входит в комплекс мер, которые принимаются государством для этого. В комплексе также и программа льготного лизинга гражданских судов, и кредиты на модернизацию предприятий, промышленная ипотека и многие другие меры поддержки производителей», — перечисляет Дмитрий Стоянов.

Сроки и срывы


Фото: ОСК

Проблема нарушения графика сдачи судов для отечественных верфей не нова. И до введения санкций заводы затягивали выполнение проектов на годы. Например, паром «Александр Деев», который Амурскому судостроительному заводу заказало правительство Сахалинской области, должен был быть сдан в декабре 2019 года, а на деле судно сдано только весной 2023-го. Балтийский завод только в октябре 2020 года сдал атомный ледокол ЛК-60 «Арктика», хотя контракт с «Атомфлотом», подписанный в 2012 году, предусматривал окончание работ в 2017-м.

Обычно виновными в задержках называли смежников: так, «Арктику» долго не могли достроить из-за того, что завод «Киров-Энергомаш» тянул с изготовлением паротурбинной установки.

С ужесточением антироссийских санкций ситуация обострилась. В июле «Ведомости» сообщали о проблемах с заказом Росрыболовства: два научно-исследовательских судна, заложенные в 2020 году для ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, не сданы в 2022 году, как было запланировано. Теперь сроки предлагают сдвинуть на 2026-й, однако контракт подорожал с 5,9 млрд рублей до 13,7 млрд, и дополнительные средства в бюджете не предусмотрены. Если деньги не найдут, заказ не будет выполнен и через три года, опасаются эксперты.

Нужно создать объём


Фото: ОСК

Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, но в некоторых сегментах остаётся сложной, считает Виталий Чернов. Главная проблема, по его мнению, — отсутствие достаточного и стабильного объёма заказов.

Ещё одна существенная проблема — многие виды оборудования в России не выпускаются, говорит член совета директоров ПАО «Судостроительный завод »Северная верфь« Владимир Рачин.

«Например, собственных мощных низкооборотных дизельных двигателей в России нет. Для запуска производства такого рода оборудования предлагаемая Минпромторгом мера поддержки не поможет. При составлении перечня критически важного оборудования есть риск, что в него войдёт не всё, в чём сейчас есть острая потребность. К тому же субсидии всё же имеют лимит, так что трудно сказать, хватит ли их на все потребности», — комментирует Владимир Рачин.

Однако любая поддержка со стороны государства — хорошая новость, и субсидирование — это уже шаг к наращиванию объёмов производства собственной продукции, резюмирует он.

СПРАВКА MASHNEWS:
В конце 2022 года Минпромторг РФ выделил 17 млрд рублей на разработку отечественных образцов судового оборудования. Всего до конца 2024 года необходимо сделать разработки по 66 позициям и довести образцы до возможности серийного производства.

Субсидии получили 37 российских предприятий, в частности, «Морские комплексные системы» — 1,93 млрд рублей, Кингисеппский машиностроительный завод — 1,2 млрд рублей, Средне-Невский судостроительный завод — 473 млн рублей.

Руководство компании «Морские комплексных систем», которая к 2025 году намерена открыть собственное производство судовых рыбофабрик, в мае 2023 года стало инициатором поправок к закону «О рыболовстве». Предлагалось внести в закон требования к судам, которые занимаются добычей водных биоресурсов по квотам. Такие суда должны быть не только построены на территории России, но и иметь отечественное судовое оборудование. Если не требовать от заказчиков использования российского оборудования, профинансированные государством разработки могут остаться невостребованными, объясняли инициаторы изменений.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!