20 декабря 2022 12:29
читать 10 минут

Профессиональные стандарты требуют от работников всё больше и больше

Минтруд РФ постоянно обновляет профессиональные стандарты, добавляя новые требования к квалификациям работников. Только этой осенью министерство утвердило 109 новых и актуализированных стандартов. Но пугаться большинству обладателей «не тех дипломов» не стоит — стандарты обязательны к применению в ограниченном количестве случаев. Работодатели используют стандарты при найме персонала. В промышленности это делают чаще, чем в других отраслях.

Новые и обновлённые

Профессиональный стандарт определяет требования к квалификации, т.е. к знаниям, умениям, навыкам и опыту сотрудника, которые необходимы ему для работы.

Стандарты утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ, но разрабатываются по инициативе отраслевых объединений работодателей. Проекты стандартов одобряет Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Работа по совершенствованию стандартов идёт очень активно.

Так, 7 декабря 2022 года на рассмотрение Национального совета поступило восемь проектов новых стандартов и 34 проекта обновлений. 12 декабря — ещё два новых стандарта и три актуализированных.

Например, Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении подготовил обновление стандарта «Специалист по эксплуатации гибких производственных систем в машиностроении», расширив перечень необходимых занимающему эту должность умений.

Совет по профессиональным квалификациям городского пассажирского транспорта разработал проект нового стандарта «Работник по развитию агломерационной транспортной мобильности». В пояснении к этому проекту говорится, что стандарт охватывает деятельность 1200 человек с примерной зарплатой в 150 000 — 200 000 рублей. Чтобы заниматься развитием транспортной мобильности, необходимо иметь профильное высшее образование или непрофильное высшее с переподготовкой в области организации логистики пассажирских перевозок.

Требования к рабочим специальностям также постоянно дополняются. Для токарей они за последние восемь лет обновлялись уже трижды. Последний вариант стандарта «Токарь» был подготовлен Советом по профессиональным квалификациям в машиностроении при участии полутора десятка предприятий (в их числе были Балтийский завод, Севмаш, НПП «Алмаз», «Красное Сормово», МГТУ имени Баумана, Лига содействия оборонным предприятиям). Экспертный совет рассмотрел десятки замечаний, вокруг которых нередко разгорались дискуссии. Например, разработчики отклонили предложение заместителя главного технолога по сборочному производству АО «ОНИИП» Николая Сутурина увеличить требования к общему стажу рабочих.

Обязательно к применению

Требованиям профессиональных стандартов должны соответствовать только отдельные категории сотрудников. В первую очередь — педагогические и медицинские работники, главные бухгалтеры публичных акционерных обществ и бюджетных организаций, специалисты и эксперты в сфере госзакупок, фармацевты, аудиторы и спортивные тренеры. А также водители, диспетчеры, машинисты и некоторые другие профессии железнодорожного, воздушного и водного транспорта, ряд занятых на подземных работах специалистов (проходчики, горнорабочие и другие).

«В обязательном порядке стандарты применяются, только когда нормативными актами предусмотрены специальные требования к квалификации. А также если работа по должности или профессии связана с предоставлением компенсаций или льгот, либо установлены ограничения», — пояснил MASHNEWS начальник правового управления Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Георгий Кузнецов.

Добровольное обременение

При проведении аттестации сотрудников требования к квалификации определяются работодателем, отмечают в федерации профсоюзов.

Компании используют стандарты, чтобы упростить разработку требований к нанимаемым сотрудникам — достаточно просто указать ссылку на стандарт в объявлении о вакансии. «Но для этого следует закрепить соответствующие положения во внутренних документах предприятия», — говорит Георгий Кузнецов.

По данным рекрутингового портала HeadHunter, профессиональные стандарты работодатели используют в первую очередь при поиске рабочих: токарей, фрезеровщиков, слесарей и техников.

«Часто работодатель ссылается на стандарты и при найме инженеров. В целом профессиональные стандарты упоминаются примерно в 5% объявлений о вакансиях предприятий тяжёлого машиностроения», — сказали в пресс-службе HeadHunter.

Реже всего вспоминают о стандартах при поиске кандидатов для IT-сферы, маркетинга и рекламы, масс-медиа. Не упоминают о стандартах в вакансиях на работу в новых сферах (скажем, в области интернет-вещей).

Профессиональными стандартами охвачены практически все востребованные в машиностроении профессии как «старые» (токарь, фрезеровщик, сверловщик, инженер-технолог и т.д.), так и «новые» (техник/инженер по аддитивным технологиям, оператор металлорежущих станков с числовым программным управлением и др.), объясняет первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

«Стандарты позволяют работодателю определять потребность в сотрудниках с определённым уровнем квалификации, оценивать правильность подбора и расстановки кадров, решать вопросы оплаты труда», — говорит Владимир Гутенев.

Оценка токаря за 15 тысяч

Авторы реформы по переходу на профстандарты уверяли, что их введение поможет не имеющим профильного образования кандидатам легально подтвердить свои знания и умения. Сдавший специальный экзамен получает свидетельство о квалификации, то есть о соответствии требованиям стандарта.

Проводят такое тестирование центры оценки квалификаций (ЦОК). Например, АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» выдаёт свидетельство токаря, сдача теоретического и практического экзамена обойдётся в 15 тыс. рублей.

По словам Владимира Гутенева, за последние три года независимую оценку своих знаний и умений в ЦОК Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении прошло около 3,5 тыс. соискателей.

В настоящее время аттестовано 22 таких центра в крупнейших промышленных регионах России.

Свидетельство чаще всего действует от трёх до пяти лет. По истечению срока желающему подтвердить свою квалификацию придётся вновь сдавать экзамены, если стандарт обновлён (а профессиональные стандарты постоянно актуализируются), то на основе его последней версии.

Сейчас на сайте Минтруда РФ размещены уведомления об актуализации 144 стандартов. Среди них — специалист по инжинирингу машиностроительного производства, испытаниям ракетных двигателей, мехатронике в автомобилестроении, организации технической эксплуатации плавучих атомных станций.

«За последние три года нами актуализировано 76 профессиональных стандартов по наиболее востребованным в машиностроении профессиям», — поясняет Владимир Гутенев.

Однако в обычной практике соискатели работы чаще подтверждают свои знания дипломом. Минтруд составил список из 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. В него вошли, в частности, сварщик, станочник широкого профиля, специалист по обслуживанию роботизированного производства, мастера слесарных работ, контрольно-измерительных приборов и автоматики, оператор станков с программным управлением.

По данным HeadHunter, с начала года российские предприятия тяжёлого машиностроения открыли более 129 тыс. вакансий, за год спрос вырос на 33%. Средняя предлагаемая заработная плата составляет 76,2 тыс. рублей.

СПРАВКА MASHNEWS:
Профессиональные стандарты начали внедряться в 2012 году как замена морально устаревшим единым тарифно-квалификационным справочникам, которые принимались ещё в 1985 году при участии ВЦСПС, многие новые профессии в них отсутствовали.

Павел Нетупский для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!