30 ноября 2022 10:23
читать 9 минут

Судьба проекта СР-10: новый реактивный самолёт пока не нужен в России

Проект отечественного реактивного самолёта СР-10 заморожен. Об этом 25 ноября MASHNEWS сообщил генеральный директор КБ «Современные авиационные технологии» (САТ) Максим Миронов. Машина прошла все необходимые испытания, продемонстрировав, по мнению испытателей, идеальные для своего класса показатели, но так и не смогла заменить чехословацкий Л-39 на аэродромах российских военных лётных училищ.


© Евгений Биятов / РИА Новости

Запуск в серию на Смоленском авиационном заводе перспективного учебного реактивного самолёта СР-10, запланированный сначала на 2018-й, а позднее на 2021 год, так и не состоялся. По словам Максима Миронова, контракт с Минобороны РФ не заключён, подготовка производства к выпуску самолёта законсервирована. Выпущенный в единственном экземпляре СР-10 находится на аэродроме Орешково в Калужской области.

Частная инициатива в военном авиапроме

СР-10 (расшифровывается как «Самолет реактивный со стреловидностью крыла минус 10 градусов») был создан в инициативном порядке конструкторским бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва). Впервые в истории России разработкой реактивного самолёта занималось частное конструкторское бюро без привлечения средств из государственного бюджета. Работу над самолётом, основав КБ, начали в 2007 году два лётчика-энтузиаста Максим Миронов и Сергей Юшин. Уже тогда идея создать спортивно-пилотажный реактивный самолёт переросла у них в понимание, что машина сможет заменить в лётных училищах стареющий учебно-тренировочный чехословацкий самолёт Л-39.

Концепция СР-10 была рассмотрена в ФГУ «30 ЦНИИ Минобороны РФ» и получила положительное заключение о необходимости применения самолёта такого класса на этапе основной подготовки курсантов. По мнению лётчиков-испытателей, она подходит и для первоначальной подготовки пилотов.

Впервые СР-10 был представлен на статической стоянке авиасалона МАКС-2009. Необычная форма крыла с отрицательной стреловидностью по передней кромке привлекала внимание специалистов и публики. Стоимость разработки реактивного самолёта оценивается в 3–4 млрд рублей, суммы, необходимые для запуска СР-10 в серию, в КБ «САТ» не разглашают, как и причины заморозки проекта.

СР-10 в небе

Первый полёт СР-10 совершил 25 декабря 2015 года на аэродроме Орешково в Калужской области. Пилотировал опытный образец нового самолёта ведущий лётчик-испытатель КБ «САТ» Юрий Кабанов. По словам пилота, в России уже больше 10 лет существует острая необходимость создания собственного учебно-тренировочного самолёта начальной подготовки, и новый реактивный учебно-тренировочный самолёт превзошёл ожидания.

«В российской военной авиации наблюдается жёсткий кризис в плане учебно-тренировочных самолётов начальной подготовки. Ранее на эту позицию претендовал самолёт Як-152, но сейчас его производство упёрлось в проблему: двигатель для него был разработан в Германии и в условиях санкций оказался недоступным для российского производства. Заменить немецкий двигатель на российский аналог сейчас не представляется возможным — решение этой проблемы не просматривается даже в длительной перспективе», — сказал MASHNEWS Юрий Кабанов.

Начиная с 1980-х годов, функции учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки лётчиков в России выполняет чехословацкий Л-39 «Альбатрос». Самолёт исчерпал себя морально и физически, а модернизированный образец Л-39 в условиях санкций не будет поставлен в РФ. Для основной подготовки в лётных училищах также используют Л-39. А лётчиков военно-транспортной и дальней авиации готовят на австрийских двухдвигательных самолётах Diamond DA42. Поставки запчастей к этим машинам сейчас практически невозможны, считают эксперты.

СР-10 — российский аналог Л-39, но у него есть преимущество: крыло обратной стреловидности. Это позволяет качественно улучшить аэродинамические характеристики самолёта. СР-10 показывает хорошую устойчивость и управляемость на больших углах атаки, что позволяет считать его максимально простым и надёжным для первоначального обучения. Такого мнения придерживаются лётчики-испытатели Кабанов и Королёв, проводившие испытания СР-10 на всех режимах полёта.

«Единственный близкий по предназначению самолёт для первоначального обучения — ЯК-152 с дизельным двигателем и винтом. Турбореактивных аналогов СР-10 для первоначального обучения просто не существует в РФ. Это я говорю и как заместитель командира полка в прошлом, который готовил лётчиков, и как лётчик-испытатель СР-10», — рассказал MASHNEWS Виктор Королёв.

Тернистый путь российских учебных самолётов


ЯК-152

По словам экспертов, система отбора проектов новых учебно-тренировочных самолётов в России очень сложна. К примеру, даже получив аванс на разработку Як-152 (разработан в ОКБ им. Яковлева) и заключив контракт с МО РФ, создатели (Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Корпорация »Иркут«) так и не смогли запустить самолёт в серию. Первый прототип Як-152 был выкачен на взлётную полосу Иркутского авиазавода 27 августа 2016 года.

К 2020 было собрано три самолёта, их заводские испытания завершились после выполнения более 200 полётов, в начале 2020 года в Иркутске приступили к лётно-конструкторским испытаниям. С тех пор нет никакой информации о развитии и перспективах проекта. Запрос редакции в Министерство обороны о судьбе Як-152 и СР-10 остался без ответа.

Невостребованное импортозамещение


© КБ «САТ»

«Самолёт готов к запуску в серию. Документация на него выпущена, ещё в 2020 году полный объём конструкторской документации был передан на завод, где проводили её обработку для запуска в серийное производство. Свою программу СР-10 отлетал. Но перспективы проекта не ясны», — говорит генеральный директор конструкторского бюро «САТ»  Максим Миронов.

С 2016 по 2019 год были проведены испытания СР-10 и пилотажно-навигационного комплекса, разработанного в КБ «Деталь» (г. Каменск-Уральский) специально для этого самолёта, экипажем в составе ведущего лётчика-испытателя КБ Кабанова и лётчика-испытателя Смоленского авиационного завода Королёва.

«Мы испытали СР-10 практически на всех режимах, дошли до штопора, особых претензий к машине не было. Для профессионалов могу добавить, что при угле атаки 38 градусов и положения рукоятки управления двигателя (РУД) «максимал» самолёт шёл в горизонте без потери скорости и высоты на приборной скорости 150 км/ч. Такие параметры подходят даже под сверхманёвренность. И самое главное — для нашего самолёта есть не только двигатель АЛ-55, который проходит государственные испытания, но и пилотажно-навигационный комплекс российской разработки. С самолётом и его возможностями был ознакомлен заместитель начальника Краснодарского лётного училища по лётной подготовке, который высоко оценил эту машину«, — рассказывает лётчик Королёв.

Чтобы запустить СР-10 в серийное производство и обеспечить лётные училища России отечественными учебно-тренировочными самолётами, не хватает лишь управленческого решения за год подготовить СР-10 к серии. Если проект не разморозят, уже в ближайшем будущем учить российских военных пилотов будет не на чем, считает лётчик-испытатель Юрий Кабанов.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент