Проект «Неудача»: почему в Тольятти ошиблись с выбором «восточного партнера»
АвтоВАЗ решил освоить новый для себя сегмент и вскоре выйдет на рынок легких коммерческих автомобилей с брендом SKM, под которым будут выпускаться фургоны и минивэны. Сборку наладят на мощностях опытно-промышленного производства АвтоВАЗа в Тольятти. Официально эксперты говорят о потенциальном успехе предприятия, неофициально – о его полном провале. Mashnews разбирался в причинах.

Конструкция из прошлого века
Шестого марта стало известно о том, что под крылом АвтоВАЗа будет налажено производство автомобилей непривычного для Тольятти формата: речь идет о крупных коммерческих машинах, чьи габариты можно примерно сравнить с «Соболем» и Ford Transit. Официально имя партнера не озвучивается: в разговоре с корреспондентом Mashnews глава пресс-службы АвтоВАЗа Сергей Ильинский заметил, что «партнерство мы пока не подтверждаем», и что вся подробная информация будет озвучена позже, «как только мы будем к этому готовы».
Однако строить догадки о том, с кем будет работать волжский автозавод, нет смысла, все лежит на поверхности: это малоизвестная китайская компания Shineray, которая под брендом SWM уже попыталась завоевать российский рынок, работая с калининградским «Автотором». Правда, совершенно безуспешно – продажи за 2024 год составили мизерные 1320 экземпляров.
Известен и первенец нового бренда: им станет перелицованный и переименованный фургон SRM Jinhaishi. Он построен на платформе компании Brilliance Auto образца 2015 года, а конструкция шасси – это уже японские минивэны 90-х годов. Продольная компоновка мотора, задний привод, неразрезной мост – конструкция откровенно архаичная. Что касается моторов, то их у китайского прародителя несколько, от 1,3 до 2,0 литров, мощностью от 86 до 150 л.с., коробка только механическая, 5-ступенчатая.
«Это решение даже не 90-х, а 70-х и 80-х годов прошлого века: задний привод с рессорами для машин такого класса уже давно никто не использует, - говорит источник Mashnews в одном из авторитетных автомобильных СМИ. – Во-первых, задний привод в условиях города и трасс – это не совсем комфортно, во-вторых, мы сразу получаем высокую погрузочную высоту». Словом, продукт совсем не молод.
Однако, прежде чем подписывать ему приговор, стоит вспомнить о структуре российского рынка LCV и тех событиях, через которые ему пришлось пройти за последние несколько лет.
С белорусским рынком не получилось, получится с российским?
До 2022 года сегмент самых доступных машин для городских перевозок занимала Lada с коммерческими вариантами моделей Granta и Largus. Те, кому были нужны более выносливые машины, в том числе для постоянных передвижений вне города, выбирали UAZ. А те, кто «вырос» из такой техники, выбирал автомобили калужской сборки: родственные Opel, Peugeot и Citroen. Но в марте 2022 года концерн Stellantis принял решение об уходе из России, и ниша опустела.
Сейчас есть перезапущенный Largus и многочисленные полурамные вариации Granta, производством которых занимается дочернее подразделение АвтоВАЗа - ВИС-Авто (где, совершенно логично, и будут собирать SKM – но об этом чуть позже). Дальше – пропасть. Потому что дальше – «Газель» и «Соболь», машины большие, слишком крупные для многих перевозчиков. То есть, нужный российскому рынку и потребителю сегмент остается пустым. И его должен занять АвтоВАЗ, шаг совершенно понятный и логичный. Другой вопрос: с чем именно завод выходит на этот рынок?
«Перевозчик у нас во многом заточен под «Газели», и пусть эти автомобили чуть более тяжелые, чем будет предлагать SKM, требования останутся теми же: АвтоВАЗу придется доказать, что его новый продут в первую очередь надежен и вынослив, - уверен редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов. – У нас не самого лучшего качества дороги, постоянный перегруз, отсутствие нормальной культуры эксплуатации. Если под новой маркой в Тольятти предложат живучий коммерческий транспорт, почему нет? Неважно, насколько передовая у него конструкция, главное, чтобы он возил и не ломался».
И вот тут возникают вопросы. Shineray уже не первый год пытается закрепиться на постсоветских рынках, и в России, и в Беларуси. С Беларусью не получилось от слова совсем. С Россией – в виде сотрудничества с «Автотором» - тоже.
«Я не вижу перспектив у этих машин. Они продаются на белорусском рынке, и мало того, что звезд с неба не хватают, покупателей практически нет. А знаете, почему? Потому что в Беларуси осталось огромное количество техники, ввезенной по старым таможенным правилам, и она до сих пор жива. От «Транзитов» до «Транспортеров», и на их фоне совершенно неизвестный «Шайнрэй» с его сомнительным китайским качеством и начинкой из позавчерашнего дня никому не нужен», - на условиях анонимности рассказал нашему изданию сотрудник пресс-службы крупного российского автопроизводителя.
«АвтоВАЗу» сейчас непросто находить себе новых партнеров. «У них провалилось сотрудничество с FAW, на наших глазах разваливается дружба с Chery, и отыскать кого-то, неважно кого – хоть из Индии или с Тайваня, кого-то, кто не боялся бы вторичных санкций, чрезвычайно трудно, - продолжает источник. - А Shineray предлагали себя сами, санкций там не боятся. Потому что компания маленькая, да и с комплектующими на китайском рынке проблем нет, для этих грузовичков всегда найдется все необходимое. Им важно зацепиться на нашем рынке, а «АвтоВАЗу» не из кого выбирать».
Верный ход с неверными последствиями
По словам собеседника Mashnews, в Тольятти сейчас «дуют на воду» и «опасаются давать какую-либо конкретику» сразу по двум причинам: во-первых, из-за так и не сложившегося сотрудничества с другими, более крупными брендами из КНР, во-вторых, из-за того, что никто не знает, насколько позитивно воспримет новые машины рынок. Машины, которые, к слову, будут производиться по полному циклу.
В Тольятти молчат и об этом; вернее, нет никакой официальной информации о месте производства. Но здесь все настолько прозрачно, что и говорить не о чем. «Российские» Shineray сфотографированы на фоне опытно-промышленного производства (ОПП) АвтоВАЗа, а сам АвтоВАЗ недавно хвалился проведенной там реставрацией. Пару дней назад, напоминает Алексей Кованов, тольяттинцы выпустили ролик, в котором наглядно показали, как изменилось опытно-промышленное производство, и подчеркнули: теперь это конвейер, а не стапельная сборка.
То есть, с одной стороны, волжский автозавод планирует занять пустующую нишу в сегменте LCV. И конкурировать с ним будет некому. Более того, АвтоВАЗ – это огромное количество дилерских центров, самая широкая сеть обслуживания, полное отсутствие проблем с запчастями. «А еще есть такой формат, как госзакупки, ведь государственным учреждениям тоже нужна техника, хотя бы, например, для больниц. Хлеб возить на «Буханках» или «Газелях» - тоже не всегда логично, SKM могут пригодиться в самых разных сферах перевозок», - считает Алексей Кованов.
Но Jinhaishi – совсем не Largus и совсем не «Газель», которые много лет назад хорошо зарекомендовали себя на рынке легкой коммерческой техники. А сама Shineray – не Chery с ее огромными масштабами производства и доступом к самым современным технологиям, даже не JAC, с которым наладили сотрудничество на «УАЗе». Идея о том, чтобы расширить модельный ряд за счет LCV сама по себе отличная, считают эксперты. Но базой выбраны совсем не те машины, и совсем не тот производитель.