26 августа 2023 11:13
читать 4 минуты

Продажи тары и упаковки в России за 2020–2022 годы увеличились на 15%: со 147 до 169 млрд шт.

В 2020—2021 годах спрос рос довольно высокими темпами — на 9,5–12,4% в год, что было обусловлено активным развитием электронной коммерции и появлением различных служб доставки после начала пандемии.

По данным «Анализа рынка тары и упаковки в России», который подготовил BusinesStat, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки увеличилось количество заказов доставки из магазинов и из заведений общепита, что привело к повышенному спросу на пластиковую и картонную упаковку. В то же время из-за опасений дефицита продуктов на полках магазинов в начале пандемии потребители закупали продукцию с длительными сроками хранения впрок. Это привело к росту продаж различной консервированной еды, что, в свою очередь, положительно сказалось на спросе на металлическую и стеклянную тару.

В 2022 году рост продаж тары и упаковки в России продолжился, но составил всего 2,2%. Осложнение внешнеполитических отношений вокруг России привело к увеличению стоимости импортного сырья, что повлияло на рост цен на упаковочные материалы. Негативно на спросе также сказалась приостановка деятельности и уход из России многих иностранных предприятий, которые являлись потребителями тары и упаковки. Помимо компаний-потребителей, с российского рынка ушли также и зарубежные поставщики упаковки, что привело к перебоям с поставками гофроупаковки и тары «тетрапак».

Фото: БоксверБай

Среди всех сегментов рынка максимальный прирост продаж в 2022-м продемонстрировала стеклотара — на 9,7%. Доля отечественной стеклянной тары составляет более 80% российского рынка. Экономический кризис 2022 года практически не затронул российских производителей стеклотары, т.к. большинство из них работает на отечественном оборудовании, удовлетворяя не только внутренний спрос, но и снабжая зарубежных покупателей. При этом в 2022-м отечественные компании в условиях возросшего спроса стали осваивать выпуск новых видов продукции. Например, компания «Интергласс» запустила производство облегчённых стеклянных бутылок, предназначенных для водки и минеральной воды.

Единственным видом, продажи которого сократились по итогам 2022-го, стала картонная и бумажная тара. На фоне введения западных санкций возникли проблемы с поставками сырья для целлюлозно-бумажной промышленности, что привело к росту и без того высокой стоимости упаковки из картона. В результате производители продуктов питания и заведения общепита были вынуждены прибегнуть к смене картонной упаковки на более дешёвые категории.

Импорт тары и упаковки в Россию вырос в 2018—2019 годы на 17,2% и составил 8,75 млрд шт. В 2020-м вследствие осложнения внешнеторговых операций из-за пандемии поставки тары и упаковки на российский рынок сократились на 3,1% до 8,48 млрд шт. В 2021 году импорт вырос на 11,2% и составил 9,43 млрд шт. тары и упаковки. В 2022 году на фоне напряжённой внешнеполитической обстановки импорт тары и упаковки в Россию сократился на 11,1%, до 8,38 млрд шт.

Прямых санкций на поставки упаковочной продукции не вводилось, влияние в большей степени оказали сложности с взаиморасчётами и логистикой. Кроме того, значительно выросла цена на импортную продукцию из ряда стран, что также негативно отразилось на объёмах поставок. В наибольшей степени в 2022 году сократился импорт тары и упаковки в Россию с Украины (–84,9% или 181,0 млн шт.), Казахстана (–53,5% или 245,0 млн шт.), Германии (–43,7% или 153,1 млн шт.).

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: