Продажи российской дорожно-строительной техники на внутреннем рынке за 9 месяцев 2024 года сократились на 4,5% год
Продажи относительно того же периода 2023 года снизились до 55 млрд рублей.
Российская компания-производитель UMG поставила в октябре 2024 года муниципалитетам Московской области 62 экскаватора-погрузчика. Иллюстративное фото: UMG.
Об итогах 9 месяцев года пишет издание «Ведомости» со ссылкой на данные ассоциации «Росспецмаш». В нее входят предприятия, обеспечивающие около 80% объемов выпуска ДСТ в стране.
Ранее позитивный тренд наблюдался как по итогам квартала, так и за полугодие. В январе – марте предприятия, входящие в «Росспецмаш», продали ДСТ на 18,8 млрд руб. (+9,2%), за шесть месяцев – на 38,6 млрд руб. (+6%).
В сентябре 2024 г. отгрузки отечественной ДСТ сократились на 23,4% в годовом выражении до 5,5 млрд руб., а в августе – на 33,5% до 5,1 млрд руб., следует из данных ассоциации. Таким образом, основной вклад в негативную динамику внес III квартал.
По многим видам техники по итогам девяти месяцев падение отгрузок год к году наблюдается также и в штуках. По экскаваторам в количественном выражении оно составило 45%, кранам-трубоукладчикам – 46%, автокранам – 29%, автогрейдерам – 25%, дорожным каткам – 20%. Абсолютных цифр в ассоциации традиционно не приводят. При этом выросли поставки на внутренний рынок погрузчиков – телескопических (+20%), фронтальных (+61%), мини-погрузчиков (+26%) и экскаваторов-погрузчиков (+99%), а также гусеничных бульдозеров (+25%).
В «Росспецмаше» жалуются на растущие издержки производства, а также не первый год указывают на «агрессивный импорт». По данным ассоциации, в 2023 г. он вырос на 58% год к году, превысив 440 млрд руб. – это почти в 5 раз больше выпуска всей российской ДСТ за год. Представитель ассоциации уточняет, что «особенно остро» ситуация обстоит в сегментах экскаваторов и фронтальных погрузчиков, где доля иностранных машин превышает 90%. По его словам, в основном это китайская техника.
«Это классический пример, когда производители из КНР завоевывают рынок, демпингуя в том числе при поддержке китайских органов власти (благодаря различным программам поддержки экспорта. – «Ведомости»)», – отмечает руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский.
Китайская техника, по его оценкам, оказывается в среднем на 15–20% дешевле отечественной. То есть бульдозер сопоставимой мощности российского производства обойдется в среднем в 15 млн руб., а китайский – 12,5 млн руб., указывает эксперт.
В этом году на фоне проблем со спросом общий объем импорта также начал снижаться – за восемь месяцев 2024 г., по оценкам «Росспецмаша», в денежном выражении он просел на 16% год к году до $3 млрд. Более свежих данных там не предоставили.
«Производители сообщают, что запасы на складах у дилеров и на заводах растут, а потребительская активность продолжает снижаться», – говорит представитель «Росспецмаша». Ситуация, по его выражению, начинает носить критический характер в связи с «запредельно высокой» ключевой ставкой ЦБ, которая «ставит крест на инвестиционных программах заводов и их клиентов». Напомним, Банк России 25 октября в очередной раз поднял ключевую ставку – сразу на 2 п. п. до 21%.
Высокую ключевую ставку в качестве одной из главных причин падения спроса и кризисных явлений в секторе называют также представители лизинговых компаний и эксперты.
Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» (входит более 80 предприятий, выпускающих ДСТ, самоходную, специальную технику) Денис Кудрявцев отмечает, что коммерческие ставки по лизингу с учетом скрытых комиссий и процентов «приближаются к 50%» в год. «Те, у кого есть наличные, предпочитают покупать китайскую технику. Она дешевле и продается в рассрочку», – добавляет он. Поддержать промышленный сектор, по мнению Кудрявцева, могли бы госзакупки, в том числе в рамках закона № 44-ФЗ. Но государственные и муниципальные структуры, по его словам, в этом году тоже «придерживают деньги».
Бабанский из SBS-Consulting отмечает, что не видит факторов, которые могли бы выступить в качестве драйверов роста в секторе ДСТ. ЦБ смягчать монетарную политику не планирует, инвестиции в стройку тоже резко не вырастут, констатирует он. Драйвером для строительного сектора, по его мнению, могли бы стать госинвестиции в развитие инфраструктуры. «С учетом планов государства по финансированию новых нацпроектов (одним из них должен стать «Инфраструктура для жизни» на 1,17 трлн руб. – «Ведомости») рост объемов строительных работ в будущем году мог бы составить 5–7%, – прогнозирует Галактионова. – Но сдерживающее влияние на активность в строительстве и работу компаний будут оказывать жесткие денежно-кредитные условия».
Представитель «Росспецмаша» говорит, что внутренний рынок нужно защитить при помощи «различных тарифных инструментов», как это делают за рубежом. В ассоциации также считают нужным активнее использовать госконтроль за техническим регулированием как продукции, так и импортеров (сейчас он зачастую носит декларативный характер), направлять гранты на развитие производства компонентов для ДСТ и обеспечить российских машиностроителей льготными кредитами под 0–1% годовых. «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.