Продажи российской дорожно-строительной техники на внутреннем рынке в первом квартале сократились на 36,6%
Техники, относительно того же периода прошлого года, продали всего на 11,94 млрд рублей. В марте, по данным ассоциации «Росспецмаш», падение вовсе достигло 42% год к году, до 3,98 млрд руб.

На заводе «Тверской экскаватор» компании UMG. Иллюстративное фото: umg-sdm.com
Отгрузки автокранов в первом квартале в штуках упали на 47%, кранов-трубоукладчиков — на 80%, телескопических погрузчиков — на 95%, фронтальных погрузчиков — на 33%, автогрейдеров — на 54%, гусеничных бульдозеров — на 26%, экскаваторов-погрузчиков — на 25%, катков — на 77%. Рост отгрузок наблюдается в сегменте экскаваторов — на 39%, кранов-манипуляторов — на 7% и мини-погрузчиков — на 1%. Абсолютные цифры ассоциацией «Росспецмаш» (объединяет данные заводов, выпускающих 80% от всей российской ДСТ) не приводятся, пишет издание «Коммерсантъ».
По данным «Авито Спецтехники», самыми популярными брендами в сегменте новой ДСТ в первом квартале стали китайские XCMG, Sany и Lonking. Заметнее всего на платформе вырос интерес к спецтехнике марки из КНР Rippa — более чем в четыре раза год к году.
В «Росспецмаше» напоминают, что запасы техники на складах у дилеров и на заводах растут с прошлого года. По оценке одного из источников изданаия, стока техники китайского производства у дилеров хватит практически на год.
«Сейчас ситуация еще более усугубилась. Критический характер ей придает запредельно высокая ставка ЦБ, которая значительно снижает инвестиционную активность машиностроителей и их клиентов»,— считают в «Росспецмаше».
По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, основной фактор снижения продаж на рынке ДСТ — кризис в жилищном секторе. По данным Росстата, в первом квартале сдано 7,3 млн кв. м многоквартирных домов, что на 17% меньше, чем годом ранее. Рост в инфраструктурном и промышленном строительстве, считает эксперт, не может компенсировать снижение спроса в жилищном секторе. «С другой стороны, в сложившейся макроэкономической конъюнктуре российским предприятиям сложно конкурировать с импортом. Прежде всего китайским»,— добавляет он. Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев уточняет, что в прошлом году была отменена льготная ипотека, а также завершены многие крупные строительные проекты, что обусловило снижение потребности бизнеса в новой технике.
По оценке Дмитрия Бабанского, продажи импортной ДСТ в России также показывают негативную динамику, хотя и менее резкую, чем российской.
Это, в частности, связано с укреплением рубля и более мягкой политикой ценообразования у ключевых поставщиков, добавляет эксперт. Как отмечает один из собеседников издания, доля зарубежной техники на российском рынке составляет порядка 88–90%.
Иллюстративное фото: «Ростсельмаш».
Ситуацию с новой ДСТ сильно усугубляют большие стоки у лизинговых компаний, рассказывает источник издания. По сути, рассуждает собеседник, формируется большой конкурентный рынок подержанной техники, который «вынимает» значительную часть продаж у нового сегмента. Аналогичная ситуация ранее сложилась с лизинговыми стоками грузовых автомобилей. С ДСТ ситуация более критическая, добавляет источник, ввиду меньших объемов рынка.
Директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин оценивает совокупный сток ДСТ у лизинговых компаний минимум в 5–7 тыс. штук. Основная причина увеличения объемов стоков — снижение платежеспособности бизнесов, связанное с жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ, считает гендиректор ЛК «Европлан» Сергей Мизюра. Топ-менеджер уточняет, что 6% от общего стока компании в 4 тыс. единиц приходится на спецтехнику, в том числе ДСТ. Возраст техники — в основном до трех лет, уточняет он.
Тенденция к росту изъятий строительной, дорожно-строительной и спецтехники наблюдается еще с прошлого года, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова.
По словам эксперта, с 2022 года дефицит европейской и японской строительной техники закрывался активными поставками из Китая, а на фоне неопределенности цены были достаточно высокими. «В настоящий момент по некоторым типам техники наблюдается охлаждение цены вследствие переполнения складов и снижения спроса, соответственно по некоторым договорам лизинга происходит возврат техники лизингополучателями»,— поясняет она. Управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов, впрочем, уточняет, что пик числа изъятий техники уже пройден. В «Интерлизинге» добавляют, что сейчас не фиксируют рост изъятий спецтехники.
Прогнозы участников рынка и экспертов по рынку ДСТ в большинстве своем пессимистичны. Дмитрий Бабанский полагает, что во втором квартале продажи упадут на 25–30% год к году. Генеральный директор ГК «Лонмади / Квинтмади» Лина Соколова прогнозирует сокращение реализации импортной дорожно-строительной техники в РФ по итогам текущего года до 30 тыс. штук против 50 тыс. штук в 2024 году. Однако господин Агаджанов более оптимистичен. «На 2025 год запланирован старт нацпроекта «Инфраструктура для жизни», что простимулирует спрос на дорожно-строительную технику»,— полагает он.