Природа требует жертв. России придется отказаться от вредных холодильников
Уже в следующем году Россия должна резко сократить использование вредных веществ в холодильном оборудовании – на 35%, а к 2029 году – на 70%. Ни государство, ни бизнес к этому не готовы, считают в Россоюзхолодпроме.
В 2025 году Россия, согласно международному договору, должна серьезно сократить потребление хладагентов, относящихся к группе сверхпарниковых газов. Именно на таких веществах сегодня работает почти все холодильное оборудование в стране. Но ни бизнес, ни государство по-прежнему не готовы к «реформе», уверен председатель правления Российского союза предприятий холодильной промышленности (Россоюзхолодпром), почетный машиностроитель, академик Международной академии холода Юрий Дубровин.
В чем суть проблемы
В 2020 году Россия ратифицировала Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой. Она подразумевает поэтапное сокращение производства и потребления гидрофторуглеродов (ГФУ), которые обладают высоким потенциалом глобального потепления. Эти вещества сегодня массово используются в производстве холодильного и морозильного оборудования в разных отраслях промышленности, кондиционеров, аэрозолей, средств пожарной защиты и другой продукции. Россия должна сократить объемы потребления ГФУ с 2020 года на 5%, с 2025 года на 35%, с 2029 года на 70%, с 2036 года на 85%. Другой вид хладагентов – гидрохлорфторуглероды (ГФХУ) – и вовсе полностью запретят использовать к 2030 году.
«Практически все холодильное оборудование России, в том числе в пищевой промышленности, работает сегодня на ГФУ. К текущему году их потребление снизилось на 5% от базовой цифры – сокращение малозаметное, но в определенный момент и оно почувствовалось. А вот со следующего года, в зависимости от того, какие будут остатки у предприятий – импортеров и производителей холодильного оборудования, которые закупали эти хладагенты, ситуация может серьезно осложниться», - пояснил Mashnews Юрий Дубровин.
Собственное производство ГФУ в России практически отсутствует, хладагенты поставляют в основном из Китая. Но уже в следующем году квота на ввоз этих веществ в страну будет значительно уменьшена. Потребителям «холода» нужно задуматься об альтернативе – установке оборудования, работающего на аммиаке, диоксиде углерода, пропане и других природных хладагентах.
«Для всех отраслей промышленности, использующих холодильное оборудование, грядет ситуация, к которой надо готовиться. Где-то делать запасы хладагентов, чтобы дозаправлять свое оборудование; где-то думать о переходе на природные вещества. Западный мир к этому готовился 15 лет, и в развитых странах тот же ритейл уже массово перешел на такое оборудование. Мы, к сожалению, еще только в самом начале пути», - говорит руководитель Россоюзхолодпрома.
Сколько стоит переход
По словам Юрия Дубровина, ассоциация не первый год бьет тревогу, предупреждая Министерства и отраслевые союзы о возможных рисках, но реакции практически нет. На днях только Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) напомнил участникам рынка о проблеме в своем телеграм-канале. В Союзе подсчитали, что замена оборудования на одном молочном предприятии, которое выпускает 40 тыс. тонн продукции в год, потребует свыше 1 млрд рублей и займет не менее двух лет. «Подобные затраты предприятий на переоборудование, а также вынужденный простой на время ремонта могут привести к сокращению объемов производимой молочной продукции», - отметили в Союзмолоко.
Юрий Дубровин поясняет, что оборудование, работающее на природных хладагентах, изначально может быть дороже, чем на ГФУ, но окупается примерно в течение трех лет и в перспективе позволит эксплуатировать «холод» экономичнее и эффективнее.
В то же время одного универсального решения для всех производств нет, считает руководитель отдела развития компетенций компании «ТехноФрост», одного из ведущих производителей холодильного оборудования в стране, Илья Малафеев.
«Под каждую задачу в каждом проекте нужно подбирать свой оптимальный вариант. Одно из главных преимуществ природных веществ в том, что они не наносят вреда окружающей среде. Но в то же время они достаточно интересны и с точки зрения рентабельности: их стоимость на порядок ниже, чем на современные линейки гидрофторолифинов и другие фреоны последних поколений, показатели энергоэффективности на сопоставимом уровне, а иногда и выше», - подчеркивает специалист.
Фреону – «красный свет»
В то же время сегодня нет цели в одночасье перевести все заводы в стране на природные хладагенты. Но новые строящиеся объекты, особенно крупные, необходимо проектировать с учетом курса на сокращение использования фреонов согласно принятой поправки. Это делается далеко не всегда.
«Если продолжать вводить новые объекты на ГФУ – это будет бомба замедленного действия. Россия на сегодняшний день не отказывается от участия в международном соглашении, а значит все обязательства по потреблению озоноразрушающих веществ и сверхпарниковых газов – гидрофторуглеродам (ГФУ) мы должны выполнять», - говорит Юрий Дубровин.
Илья Малафеев отметил повышение интереса предприятий к холодильному оборудованию, работающему на природных хладагентах. Наибольший рост в промышленном холоде приходится на холодильные установки, использующие диоксид углерода (R744). В первую очередь, это вновь создаваемые системы, связанные с запуском или расширением производств. При этом холодильные системы на диоксиде углерода окупаются в среднем за три года, а в ряде областей применения и значительно быстрее.
Сложнее всего ритейлу
Самым проблемным сектором остается ритейл. В стране десятки тысяч магазинов малого формата – для них требуется специальное холодильное оборудование, изготовить которое даже сложнее, чем крупное.
«Пока больше всего вопросов остается в секторе ритейла, где применяется небольшое по мощности холодильное оборудование. И стоимостные ожидания к оборудованию тоже не самые высокие. Здесь, с одной стороны, должна быть техника, легкая в обслуживании, которая будет понятна широкому кругу сервисных специалистов. С другой стороны, энергоэффективная и безопасная в эксплуатации. Пока же весь текущий рынок централизованного холода – это фреоновые установки (холодильная мебель со встроенным агрегатами уже давно перешла на углеводороды)», - поясняет Илья Малафеев.
Чтобы перевести весь ритейл на природные хладагенты, нужно время – и это даже не один год. «Это должна быть большая планомерная работа для того, чтобы конечные потребители холода не ощущали резких изменений: стоимость оборудования оставалась в разумных пределах, а условия его поставки и обслуживания на всем жизненном цикле были на привычном уровне», - подчеркивает руководитель отдела развития компетенций компании «ТехноФрост».
Если холодильные системы на природных хладагентах для крупных предприятий в России уже успешно изготавливаются, то решения для ритейла нужно создавать практически с нуля. А это требует финансовых ресурсов и понятного рынка сбыта.
«Начинать новую серьезную работу при таких кредитах, которые у нас сегодня, для промышленности – это нонсенс. Поэтому мы пытаемся привлечь ритейл к участию в этой работе, плотно взаимодействуем с Ассоциацией компаний розничной торговли АКОРТ, и они уже понимают, что это необходимо», - говорит Юрий Дубровин.
Заводам нужен заказ
Похожая ситуация и с импортозамещением компонентов для холодильных систем, которые тоже в основном поставляются из-за рубежа. Отечественные заводы готовы наладить их выпуск, но нужно точно знать, что эту продукцию купят – не важно, государство или частный бизнес.
«Российские машиностроители потенциально готовы к замещению импортных компонентов холодильных систем. Главный вопрос – рынок сбыта. Создавая новое производство, инвестор должен быть уверен в том, что он сможет продать свою продукцию в достаточном объеме. Внутреннее потребление в России относительно невелико, а на мировом рынке нам будет трудно конкурировать с Китаем, Европой или США. В этих странах уже отлажено производство, выстроены логистические цепочки, нет санкционных и других ограничений. Поэтому говорить о массовом производстве внутри страны всех необходимых компонентов пока сложно», - рассуждает Илья Малафеев.
Будет ли коллапс
Но сейчас самое важное – обратить внимание потребителей промышленного «холода» на проблему, для решения которой остается все меньше времени.
«Об этом должны думать технические службы тех структур, где применяют холодильное оборудование – как они его будут эксплуатировать дальше, как будут обеспечивать жизнедеятельность того или иного объекта. Пока каких-то сдвигов я не вижу, никто еще не включился в эту работу так, как надо» - резюмирует глава Россоюзхолодпрома.
Успеет ли Россия выйти на требуемые цифры по сокращению потребления опасных хладагентов к обозначенным срокам, зависит от активности бизнеса и самого государства, считает Юрий Дубровин.
По мнению Ильи Малафеева, сокращение квоты на ввоз ГФУ в следующем году на 35% не вызовет каких-то коллапсов в отрасли. Хотя и скажется на стоимости фреона, но не критично.
«Главный вопрос в том, как мы подготовимся к 2029 году, когда этот показатель должен достигнуть уже 70%. Вот к этому моменту необходимо создать прочный фундамент для массового создания холодильной техники на природных рабочих веществах. И это непростая задача, решение которой откладывать нельзя», - предупреждает эксперт «ТехноФрост».