Чтобы не взрывалось. В России придумали нестандартный счетчик газа для автомобилей
Продолжаются испытания счетчика, позволяющего заблаговременно заметить признаки неисправности оборудования в автомобилях на метане. В результате транспорт на газомоторном топливе может стать безопаснее. Разработка принадлежит петербургской компании – партнеру оператора спутниковой системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Эксперты говорят, что дело нужное, и что идеальных систем не бывает.
Что придумали
Происшествия с транспортом на газе периодически случаются, это заставило петербургское ООО «ЭРА-ГЛОНАСС» задуматься о способах, позволяющую свести к минимуму количество подобных ЧП. Одна из проблем - владелец газового авто может лишь примерно знать, сколько топлива у него в запасе. Новая российская система позволяет вывести контроль за состоянием всей топливной системы работающей на газе автомашины на новый уровень.
СПРАВКА MASHNEWS
- Зарегистрированное в Шушарах (Санкт-Петербург) ООО «ЭРА-ГЛОНАСС» - партнер АО «ГЛОНАСС», которое управляет спутниковой системой GPS/ГЛОНАСС. Петербургское ООО занимается установкой спутникового оборудования и тахографов на автомобили. Систему контроля за расходом метана компания разрабатывает самостоятельно.
«Все газовые авто оборудуются штатным манометром, которые показывает текущее давление в баллонах. Видит этот манометр только водитель (в редких случаях информацию с манометра выводят на приборную панель транспортного средства), но это давление, а не кубические метры, которыми отмеряет автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. Соответственно нет прозрачности в учете газа», рассказали Mashnews в «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Немаловажный фактор - изменение рабочего объема баллонов в зависимости от температуры, - продолжает объяснять представитель компании. - Если в бензиновый автомобиль в минус 40 и в плюс 30 помещается одинаковое количество топлива, то в случае сжатого метана в одни и те же баллоны в минус 40 помещается на 30% больше газа, чем в плюс 30. С этой проблемой ежедневно сталкиваются транспортные отделы, поэтому и было принято решение о разработке счетчика, которые бы отображал актуальную картину по газу на транспорте».
Был разработан счетчик газа, получивший название АГС-478 ЭРА ГЛОНАСС. Он позволяет собирать точные данные по давлению, температуре, текущему объему газа и его расходу. Счетчик передает информацию на терминал GPS/ГЛОНАСС, который, в свою очередь, транслирует данные в портал мониторинга, где весь полученный массив данных используется для аналитики заправок, утечек и расходов.
Эксперты оценивают
Проблема точного учета газа в автотранспорте есть, и связана она с тем, что газ всегда занимает весь предоставленный объем - литрами или линейкой не измерить, - сказал Mashnews профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Юрий Панов.
С разработкой «ЭРА-ГЛОНАСС» он знаком и отмечает, что если судить по презентации на GasSuf (Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе — прим. ред.), то можно сказать, что вышла она «вроде неплохо». При этом профессор отмечает, что идеальную систему не придумать, и в любом случае будут допущения и погрешности.
По мнению заведующего кафедрой автомобилей, тракторов и технического сервиса Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ), доктора технических наук Рамила Хакимова, компания «ЭРА-ГЛОНАСС» одна из первых нашла и презентовала свою разработку для решения проблемы учета, контроля и безопасности использования газа на автомобильном транспорте. Представленный в тоже время датчик-конкурент выдал существенное отклонение от фактических показателей, которое составило от 39 до 43%, говорит профессор.
В аграрном секторе устройство, решающее проблему точного учета газа и безопасности его использования, просто необходимо, а его внедрение — одна из первоочередных задач, сказал в разговоре с Mashnews Хакимов.
«Почему? Например, несколько лет назад Беларусь презентовала первый комбайн в мире, работающий на природном газе. Там подобный датчик просто необходим, потому что на борту используется большое количество баллонов, вопрос безопасности стоит достаточно остро, причем не только с точки зрения водителя. Уборка урожая идет в летний период, воспламеняемость зерновых культур очевидна. Достаточно небольшой искры, не говоря уже о риске взрыва, последствия могут измеряться миллионами в денежном эквиваленте», - объясняет Рамиль Хакимов.
Испытания в реальных условиях
Традиционные для газового транспорта «болячки» - это утечки газа и «спящие баллоны» (то есть такие, которые не отдают газ в двигатель, постоянно удерживая его внутри). Одна из причин «засыпания баллона» - износ маленькой пружины внутри клапана на вентиле. Этот дефект заметить без разборки и исследования оборудования практически невозможно, но благодаря счетчику от «ЭРЫ-ГЛОНАСС» вычислить спящий баллон реально.
Система, в которую интегрирован счетчик, знает полный заправляемый объем газа и видит, если на заправке вмещается меньше. Мониторинг данных по расходу позволяет вычислить баллон, не участвующий в работе.
Во время проведения опытной эксплуатации на 80 автомобилях, благодаря счетчику, было выявлено 3 случая неисправности электромагнитных клапанов на баллонах, о которых владельцы не знали. Две поломки удалось устранить до инцидента. Третью диагностировали, но устранить не успели — оборудование было уже в критическом состоянии.
«Был случай в одной из крупных компаний в Казани летом 2023 года. Там водители часто жаловались на то, что заправки не хватает на полный маршрут, хотя по расчетам должно было хватать. После установки счетчика стабильно фиксировали расхождение чека и счетчика в 25 м3. В итоге, через 10 дней после установки счетчика произошел «выстрел» сбросного клапана на баллоне с неисправным вентилем. Счетчик зафиксировал динамику инцидента, в частности резкое падение давления с 18,2 МПА до давления окружающей среды за 2,5 минуты. Информация от счетчика помогла восстановить полную хронологию событий инцидента», - рассказали Mashnews в компании-разработчике.
Устройство уже проверили на технике КАМАЗа, ЛИАЗа, МАЗа, АвтоВАЗа и других, добавили разработчики.
Счетчик также испытывали в компании «Алроса», занимающейся добычей алмазов. Она эксплуатирует грузовики на газомоторном топливе. Как рассказал Mashnews представитель «Алросы», счетчик «ЭРА-ГЛОНАСС» помог выявить неисправности с топливной системой. Это особенно актуально в условиях Севера - если полный газа баллон окажется в теплом помещении, то через 40-60 минут газ расширится, сработает аварийный клапан и газ выйдет, это чревато рисками пожара или даже взрыва. С помощью новой разработки заметить признаки неисправности в онлайн-режиме может оператор, который удаленно следит за состоянием техники.
В петербургской компании говорят, что, благодаря «Алроса», им удалось протестировать работу своего счетчика в условиях экстремальных холодов.
В компании РТ-Лайн отечественная разработка применяется на пассажирских автобусах. В рамках тестовой эксплуатации ими было оборудовано 4 машины, топливные системы которых работают без инцидентов. Тем не менее, отметил в беседе с Mashnews представитель РТ-Лайн, счетчики оказались полезны с точки зрения контроля количества топлива. Заводские системы лишь примерно показывают, сколько осталось метана, из-за чего непонятно, на какое расстояние его точно хватит. В РТ-Лайн говорят, что в перспективе собираются оборудовать счетчиками все автобусы.
Как отмечают разработчики, работа над устройством не прекращается, а сфера применения не ограничивается лишь топливными системами автомобилей на газомоторном топливе.
«Счетчик газа является значительно переработанной версией прибора промышленного назначения, целый ряд протоколов до сих пор сохранились в его программной части. Ряд изменений, направленных на интеграцию с автомобильной сферой, не закрывает дверь в промышленное назначение, а только расширяет применимость прибора, например, в технике специального назначения», - отметили в компании-разработчике.
СПРАВКА MASHNEWS
- Увеличение числа автомобилей на газомоторном топливе в России - одно из направлений стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года, судя по недавним высказываниям министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, этот тренд сохранится.
- «Дальнейшее развитие экологичного транспорта будет в том числе обеспечено мерами государственной поддержки. У нас они работают и по газомоторной технике, и по электромобилям», - отметил Манутров на оперативном совещании в январе 2024 года.