Чтобы не взрывалось. В России придумали нестандартный счетчик газа для автомобилей
Продолжаются испытания счетчика, позволяющего заблаговременно заметить признаки неисправности
оборудования в автомобилях на метане. В результате транспорт на
газомоторном топливе может стать безопаснее. Разработка принадлежит петербургской
компании – партнеру оператора спутниковой системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Эксперты говорят,
что дело нужное, и что идеальных систем не бывает.
Пункт переоборудования автотранспорта на газомоторное топливо. Фото: Максим Богодвид, РИА НовостиЧто придумали
Происшествия с
транспортом на газе периодически случаются, это заставило петербургское ООО
«ЭРА-ГЛОНАСС» задуматься о способах, позволяющую свести к минимуму количество
подобных ЧП. Одна из проблем - владелец газового авто может лишь примерно
знать, сколько топлива у него в запасе. Новая российская система позволяет
вывести контроль за состоянием всей топливной системы работающей на газе
автомашины на новый уровень.
СПРАВКА MASHNEWS
Зарегистрированное
в Шушарах (Санкт-Петербург) ООО «ЭРА-ГЛОНАСС» - партнер АО «ГЛОНАСС», которое управляет
спутниковой системой GPS/ГЛОНАСС. Петербургское ООО занимается установкой спутникового
оборудования и тахографов на автомобили. Систему контроля за расходом метана
компания разрабатывает самостоятельно.
«Все газовые авто
оборудуются штатным манометром, которые показывает текущее давление в баллонах.
Видит этот манометр только водитель (в редких случаях информацию с манометра
выводят на приборную панель транспортного средства), но это давление, а не кубические
метры, которыми отмеряет автомобильная газонаполнительная компрессорная
станция. Соответственно нет прозрачности в учете газа», рассказали Mashnews в «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Немаловажный
фактор - изменение рабочего объема баллонов в зависимости от температуры, -
продолжает объяснять представитель компании. - Если в бензиновый автомобиль в
минус 40 и в плюс 30 помещается одинаковое количество топлива, то в случае
сжатого метана в одни и те же баллоны в минус 40 помещается на 30% больше газа,
чем в плюс 30. С этой проблемой ежедневно сталкиваются транспортные отделы,
поэтому и было принято решение о разработке счетчика, которые бы отображал
актуальную картину по газу на транспорте».
Был разработан счетчик
газа, получивший название АГС-478 ЭРА ГЛОНАСС. Он позволяет собирать точные
данные по давлению, температуре, текущему объему газа и его расходу. Счетчик
передает информацию на терминал GPS/ГЛОНАСС, который, в свою очередь,
транслирует данные в портал мониторинга, где весь полученный массив данных
используется для аналитики заправок, утечек и расходов.
Изображение: ЭРА-ГЛОНАСС
Эксперты оценивают
Проблема
точного учета газа в автотранспорте есть, и связана она с тем, что газ всегда
занимает весь предоставленный объем - литрами или линейкой не измерить, -
сказал Mashnews профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и
автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного
технического университета (МАДИ) Юрий Панов.
С разработкой
«ЭРА-ГЛОНАСС» он знаком и отмечает, что если судить по презентации на GasSuf (Международная выставка газобаллонного, газозаправочного
оборудования и техники на газомоторном топливе — прим. ред.), то можно сказать,
что вышла она «вроде неплохо». При этом профессор отмечает, что идеальную
систему не придумать, и в любом случае будут допущения и погрешности.
По мнению
заведующего кафедрой автомобилей, тракторов и технического сервиса Санкт-Петербургского
государственного аграрного университета (СПбГАУ), доктора технических наук Рамила Хакимова,
компания «ЭРА-ГЛОНАСС» одна из первых нашла и презентовала свою разработку для
решения проблемы учета, контроля и безопасности использования газа на
автомобильном транспорте. Представленный в тоже время датчик-конкурент выдал
существенное отклонение от фактических показателей, которое составило от 39 до
43%, говорит профессор.
В аграрном
секторе устройство, решающее проблему точного учета газа и безопасности его
использования, просто необходимо, а его внедрение — одна из первоочередных
задач, сказал в разговоре с Mashnews Хакимов.
«Почему?
Например, несколько лет назад Беларусь презентовала первый комбайн в мире,
работающий на природном газе. Там подобный датчик просто необходим, потому что
на борту используется большое количество баллонов, вопрос безопасности стоит
достаточно остро, причем не только с точки зрения водителя. Уборка урожая идет
в летний период, воспламеняемость зерновых культур очевидна. Достаточно
небольшой искры, не говоря уже о риске взрыва, последствия могут измеряться
миллионами в денежном эквиваленте», - объясняет Рамиль Хакимов.
Испытания в реальных
условиях
Традиционные для газового
транспорта «болячки» - это утечки газа и «спящие баллоны» (то есть такие,
которые не отдают газ в двигатель, постоянно удерживая его внутри). Одна из
причин «засыпания баллона» - износ маленькой пружины внутри клапана на вентиле.
Этот дефект заметить без разборки и исследования оборудования практически
невозможно, но благодаря счетчику от «ЭРЫ-ГЛОНАСС» вычислить спящий баллон реально.
Система, в которую
интегрирован счетчик, знает полный заправляемый объем газа и видит, если на
заправке вмещается меньше. Мониторинг данных по расходу позволяет вычислить
баллон, не участвующий в работе.
Во время проведения
опытной эксплуатации на 80 автомобилях, благодаря счетчику, было выявлено 3
случая неисправности электромагнитных клапанов на баллонах, о которых владельцы
не знали. Две поломки удалось устранить до инцидента. Третью диагностировали,
но устранить не успели — оборудование было уже в критическом состоянии.
«Был случай в одной из
крупных компаний в Казани летом 2023 года. Там водители часто жаловались на то,
что заправки не хватает на полный маршрут, хотя по расчетам должно было
хватать. После установки счетчика стабильно фиксировали расхождение чека и счетчика
в 25 м3. В итоге, через 10 дней после установки счетчика произошел «выстрел»
сбросного клапана на баллоне с неисправным вентилем. Счетчик зафиксировал
динамику инцидента, в частности резкое падение давления с 18,2 МПА до давления
окружающей среды за 2,5 минуты. Информация от счетчика помогла восстановить
полную хронологию событий инцидента», - рассказали Mashnews в компании-разработчике.
Устройство уже проверили на технике КАМАЗа, ЛИАЗа, МАЗа, АвтоВАЗа и других,
добавили разработчики.
Счетчик также испытывали в компании «Алроса», занимающейся добычей алмазов. Она эксплуатирует
грузовики на газомоторном топливе. Как рассказал Mashnews представитель
«Алросы», счетчик «ЭРА-ГЛОНАСС» помог выявить неисправности с топливной
системой. Это особенно актуально в условиях Севера - если полный газа баллон
окажется в теплом помещении, то через 40-60 минут газ расширится, сработает
аварийный клапан и газ выйдет, это чревато рисками пожара или даже взрыва. С
помощью новой разработки заметить признаки неисправности в онлайн-режиме может
оператор, который удаленно следит за состоянием техники.
В петербургской компании говорят, что, благодаря «Алроса», им удалось протестировать
работу своего счетчика в условиях экстремальных холодов.
В компании РТ-Лайн отечественная разработка применяется на пассажирских
автобусах. В рамках тестовой эксплуатации ими было оборудовано 4 машины,
топливные системы которых работают без инцидентов. Тем не менее, отметил в
беседе с Mashnews представитель РТ-Лайн, счетчики оказались полезны
с точки зрения контроля количества топлива. Заводские системы лишь примерно показывают,
сколько осталось метана, из-за чего непонятно, на какое расстояние его точно
хватит. В РТ-Лайн говорят, что в перспективе собираются оборудовать счетчиками все
автобусы.
Как отмечают разработчики, работа над устройством не прекращается, а сфера применения не ограничивается
лишь топливными системами автомобилей на газомоторном топливе.
«Счетчик газа является
значительно переработанной версией прибора промышленного назначения, целый ряд
протоколов до сих пор сохранились в его программной части. Ряд изменений,
направленных на интеграцию с автомобильной сферой, не закрывает дверь в промышленное
назначение, а только расширяет применимость прибора, например, в технике
специального назначения», - отметили в компании-разработчике.
СПРАВКА MASHNEWS
Увеличение числа
автомобилей на газомоторном топливе в России - одно из направлений стратегии
развития автомобильной промышленности до 2025 года, судя по недавним
высказываниям министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, этот тренд
сохранится.
«Дальнейшее развитие
экологичного транспорта будет в том числе обеспечено мерами государственной
поддержки. У нас они работают и по газомоторной технике, и по электромобилям»,
- отметил Манутров на оперативном совещании в январе 2024 года.