Отечественные пожары будут тушить с белорусской помощью
В пожаротушении МЧС делает ставку на КАМАЗ, но на всех машин нужной мощности не хватает. Поэтому производители пожарной техники переходят на белорусские МАЗы. Другие белорусские разработки МЧС решило оценить на открытом конкурсе. Они должны заменить импортную технику, которую использовали при тушении пожаров раньше.
Белорусский след
Российско-белорусские разработки пожарной техники показывают на XIV Международном салоне «Комплексная безопасность», который начался 31 мая в подмосковном парке «Патриот». Впервые в рамках салона пройдёт объявленный МЧС открытый конкурс пожарно-технической продукции, сделанной в России и Белоруссии. На него заявлено восемь единиц техники: шесть пожарных автоцистерн и два подъёмных механизма.
Конкурсная комиссия МЧС России и МЧС Беларуси должна выяснить преимущества и недостатки пожарно-технической продукции и сформировать предложения по её доработке.
В Минпромторге РФ заверили MASHNEWS, что отечественные производители закрывают сейчас практически все потребности российских пожарных.
«На базе автомобилей КАМАЗ выпускается вся гамма пожарной техники, необходимой Российской Федерации. Она широко используется в пожарных частях и не уступает зарубежным аналогам. Среди последних разработок — новая пожарная автолестница АО-42 и автоцистерна АЦ-4 на новом шасси К5 (КАМАЗ-63934)», — отметили в Минпромторге.
Однако некоторым производителям отечественных составляющих всё-таки не хватает. Поэтому Уралпожтехника — завод из Миасса (Челябинская область) — наряду с шасси КАМАЗа начал использовать шасси белорусского МАЗа.
«У нас возникли проблемы с поставками шасси КАМАЗа большой грузоподъёмности, — рассказал MASHNEWS руководитель отдела маркетинга Уралпожтехники Олег Пьянков. — Мы уже собрали с помощью комплектующих из Минска пожарный пеноподъёмник, аэродромный автомобиль, автоцистерну и планируем выпускать аэродромный автомобиль большого объёма на 12 кубов».
По словам Олега Пьянкова, одновременно предприятие проводит импортозамещение комплектующих. «На все пожарные автомобили, которые мы сейчас выпускаем, ставим лафетные стволы либо собственного производства, либо производства других российских компаний. Раньше использовали немецкие и американские узлы», — говорит он.
Опыт работы с белорусами Олег Пьянков считает удачным. «Шасси МАЗа — доступное и нам близкое. Кроме аэродромного автомобиля планируем на его основе выпускать 37-метровый пеноподъёмник», — отмечает он.
В ПАО «КАМАЗ» объяснили, чем вызван дефицит их шасси. «Мы выполняем крупные федеральные заказы. И, к сожалению, на всех наших партнёров шасси не хватает», — сообщили MASHNEWS в пресс-службе автозавода.
Справимся сами
Автомобиль аэродромный пожарный АА-8,0/(30-60) (43118). Фото: компания «Уралпожтехника»
Раньше пожарную технику выпускали на базе и отечественных, и импортных автомобилей (Iveco, Isuzu, Volvo, Man, Tatra). Сейчас используют только российские и белорусские.
Кроме КАМАЗа пожарная техника производится на базе «Урала». В ближайшее время должны начать выпуск пожарных автоцистерн АЦ 3.0-40 на полноприводном шасси Урал NEXT (43206) совместного производства АО «АЗ Урал» и ООО «Уралпожзащита». Оба предприятия находятся в Челябинской области. «Это новая манёвренная полноприводная машина», — объясняют в Минпромторге.
Среди других разработок предприятий из Челябинской области, которые скоро появятся на рынке, — аэродромный пожарный автомобиль АА-8.0/(30-60) Урал NEXT (4320), он придёт на смену другой модели «Урала» (4320). Эта машина предназначена для тушения пожаров и проведения спасательных работ в аэропортах и на воздушных судах. Считается, что эти автомобили будут востребованы на малых аэродромах удалённых регионов — на Чукотке, Курилах, в Якутии.
На автозаводе «Урал» сообщили, что до конца этого года Уралпожзащита должна выпустить первые образцы автоцистерны АЦ 4.0-70 на базе шасси Урал NEXT для компании «Транснефть».
От беспилотников до бронированных автоцистерн
Фото: ПАО «КАМАЗ»
В МЧС рассказали MASHNEWS о перспективных разработках пожарной техники:
- идут исследования применения установок генерирования компрессионной пены;
- разрабатываются беспилотные авиационные системы для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности;
- началась опытно-конструкторская работа по созданию комбинированного пожарного насосно-рукавного комплекса;
- создаётся многоцелевой пожарный автомобиль газодымозащитной службы АГМ 35-50-400.
Примечательно, что всего год назад — 31 марта 2022 года — глава МЧС выпустил приказ о принятии на снабжение такого же пожарного автомобиля, но на базе Iveco (автомобиль с экипажем в девять человек должен быть одновременно командным пунктом, обеспечивать место пожара электроэнергией и светом, заниматься дымоудалением и заряжать дыхательные аппараты).
В МЧС сейчас делают ставку на КАМАЗ. Как сообщили в пресс-службе министерства, разработаны опытные образцы пожарной техники на шасси КАМАЗа нового поколения (пожарная автоцистерна, пожарная автоцистерна с лестницей, пожарная автолестница). В этом году пройдут их испытания.
Продолжается разработка опытного образца пожарных автоцистерн лёгкого и среднего классов. А также пожарной бронированной автоцистерны тяжёлого класса (нужна для тушения пожаров на критически важных объектах).