27 февраля 2023 10:21
читать 8 минут

Повышение грузоподъёмности. Российским заказчикам нужны вагоны побольше и покрепче

Тихвинский вагоностроительный завод объявил о наборе 1 тыс. сотрудников для расширения производства. Кто будет заказчиками вагонов, в компании не называют. Это может быть связано с опасениями попасть в санкционные списки.

Плюс тысяча

АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ), входящий в Объединённую вагонную компанию, ведёт набор персонала — на заводе создаётся более одной тысячи новых рабочих мест, сообщили в компании.

В 2023 году планируется увеличить производство грузовых вагонов, заявила пресс-служба ТВСЗ после визита на предприятие губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Подробности о заказчиках и контрактах, ради которых затевается расширение, на ТВСЗ не раскрывают.

«Продукция отгружается как на отечественный рынок, так и на экспорт. В частности, для Монголии производятся полувагоны, платформы для перевозки контейнеров и крытые вагоны, для Казахстана — вагон-цистерны и платформы сочленённого типа. Для российских заказчиков осваивается выпуск полувагона повышенной грузоподъёмности с увеличенным объёмом кузова и другие типы подвижного состава», — отметили на предприятии.

По данным представителей администрации Тихвинского района, по сути, ТВСЗ восстанавливает штат, который сократился с семи до шести тысяч человек из-за вынужденного простоя в прошлом году.

Что тут скрывать

Возможно, ТВСЗ не готов пока рассказывать подробно о расширении, потому что опасается санкционных рисков, считает Дмитрий Марков, начальник отдела торговых операций Петербургского технического центра.

«В ТВСЗ, возможно, пока не уверены, что не будет перебоев с запчастями. Или у компании до конца нет ясности с перспективами сбыта продукции», — предполагает партнёр, руководитель петербургского офиса консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов.

Вынужденная остановка


В мае 2022 года ТВСЗ приостановил производство из-за отсутствия комплектующих — кассетных подшипников, производством которых в России занимались совместные предприятия — «ЕПК — Бренко» (с американской Amsted Rail) и «Тимкен ОВК» (с американской Timken), а также завод шведской SKF в Твери. Весной прошлого года американские компании объявили о прекращении сотрудничества с Россией и выходе из совместных предприятий. SKF также заявила об уходе из РФ.

ТВСЗ вышел из простоя в августе прошлого года, когда производители подшипников восстановили поставки.

По данным ТВСЗ, в последние годы объёмы производства сокращались. Так, в 2019 году предприятие выпустило 21 тыс. грузовых вагонов, выйдя практически на проектную мощность. В «ковидный» 2020 год ТВСЗ выпустил 16,8 тыс. вагонов, в 2021-м — 15,4 тыс. единиц продукции.

Выручка за 2021 год, по СПАРК, составила 48 млрд рублей, убыток — 6 млрд рублей. Данные за прошлый год пока не обнародованы.

По информации источника в администрации Тихвинского района, падение в 2022 году по сравнению с 2021-м могло составить около 30%. «В ближайшее время объёмы могут увеличиться, ТВСЗ сейчас действительно наращивает объёмы заказов», — сказали MASHNEWS в администрации.

Как сообщала ранее пресс-служба ТВСЗ, компания поставляет вагоны логистическим компаниям и владельцам грузов. Контрагентами выступают Кузбассразрезуголь, Сибирская угольная энергетическая компания, Уралкалий, Уралхим, «Акрон», Русагротранс, Объединённая зерновая компания.

На Петербургском международном экономическом форуме 2022 года ТВСЗ заключил контракты с Уральским горнопромышленным холдингом на поставку пяти тысяч полувагонов и с Уралхимом на поставку 1,5 тыс. хопперов-минераловозов. Также в прошлом году был заключён договор с хлебокомбинатом «Тихорецкий».

Что со спросом


В прошлом году в России всего было выпущено 50,9 тыс. единиц грузового подвижного состава, падение производства составило 19% по сравнению с 2021 годом, подсчитали в «Объединении вагоностроителей».

Как поясняли MASHNEWS в объединении, снижение объёмов связано с дефицитом импортных комплектующих для выпуска инновационных грузовых вагонов.

В этом году вагоностроители должны сосредоточиться на продвижении инновационных вагонов, обеспечивающих повышение объёмов и скоростей перевозки грузов в условиях имеющейся инфраструктуры, пишет издание «Гудок». Также необходим подвижной состав для перевозки узкоспециализированных грузов.

Спрос на грузовые вагоны может вырасти, считают эксперты. «Во-первых, каждый год действующий парк нужно обновлять. Во-вторых, можно ожидать рост спроса из-за сложностей с морскими перевозками и перестройки логистических цепочек. Для транзита грузов в Китай и другие дружественные страны потребуется больше подвижного состава, чем раньше», — считает Дмитрий Марков.

Одна из причин роста спроса на грузовые вагоны — это конфискация почти 10 тыс. вагонов российских собственников в других государствах на фоне санкций, говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

«Правительство РФ приняло решение о компенсации в 22,3 млрд руб. железнодорожным операторам, часть этих средств может быть направлена на приобретение новых вагонов», — поясняет он.

«Переориентация на торговлю со странами Востока и Юга может потребовать дополнительного подвижного состава. У операторов есть необходимость в вагонах с увеличенной грузоподъёмностью», — отмечает он.

По словам Дмитрия Баранова, спрос на вагоны может привести к тому, что пропускная способность отдельных участков железных дорог будет исчерпана.

СПРАВКА MASHNEWS:
В России действует монополия РЖД на железнодорожные перевозки. За первые семь месяцев 2022 года объём грузовых железнодорожных перевозок в России сократился на 23,8 млн тонн (минус 3,2%) относительно января-июля 2021 года. Сильнее всего уменьшился объём перевозок лома чёрных металлов (минус 22,1%) и лесных грузов (минус 20,1%).

Возросла погрузка угля на Дальневосточной железной дороге (плюс 10,7%) и перевозка зерна в сторону Китая (только через станцию Гродеково за первое полугодие 2022 года было экспортировано в Китай 229,3 тыс. тонн зерна).

За год в Китае железнодорожным транспортом перевозят 4,4 млрд тонн грузов, в США — 1,7 млрд тонн, в Австралии — 1,3 млрд тонн, в Индии и России — по 1,2 млрд тонн.

Екатерина Миронова для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: