27 апреля 2023 14:33
читать 10 минут

Повезут на китайском. В России перестали производить туристические автобусы

Отечественный автопром близок к тому, чтобы утратить важную компетенцию. В России перестали делать автобусы для междугородних маршрутов и перевозки туристов. С автобусами для городских перевозок у российских автозаводов нет проблем, но туристические автобусы — более сложная продукция.

Наших — меньше двух процентов

В 2022 году в России продали 1387 новых туристических автобусов большого класса, сообщили MASHNEWS в агентстве Autostat. Из них только 19 единиц (1,4%) — автобусы отечественного производства. Почти все остальные — 1352 автобуса — произведены в Китае. Это притом что с производством городских автобусов у отечественных производителей всё хорошо.

Раньше в нашей стране туристические автобусы производили НЕФАЗ (КАМАЗ), ЛИАЗ (Группа ГАЗ) и Волгабас.

Глава пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев сообщил MASHNEWS, что экскурсионные автобусы предприятие больше не производит. На ЛИАЗЕ и Волгабасе на вопросы не ответили. На сайте Волгабаса эти машины значатся в списке продукции.

Туристические автобусы выпускал и белорусский МАЗ. Однако Андрей Пыжьянов, руководитель компании «Автотехком» — официального дилера МАЗ в России, сказал MASHNEWS, что модели комплектовали двигателями Mersedes. После введения санкций эти силовые установки стали недоступны и туристических автобусов у МАЗа больше нет.

Тимур Куликов директор автобусной туркомпании «Эклектика-гид» подтвердил MASHNEWS, что сейчас на российском рынке новый автобус — это китайский автобус.

«Заказали новый Yutong. Обойдётся он нам почти в 13 миллионов рублей. Это нормальная цена, да и качество нас вполне устраивает. Мы их используем с 2006 года. Были у нас и европейские автобусы, а вот российские никогда не использовали. В Петербурге у автобусных фирм процентов 90 — свежие китайские машины», — рассказал Куликов.

Огромная нехватка


Фото: admgor.nnov.ru

При этом российская туристическая индустрия испытывает серьёзную нехватку такого транспорта. В конце прошлого года президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский в ходе встречи министра экономического развития РФ Максима Решетникова с представителями отрасли сообщил о недостатке туристических автобусов. Он предложил наладить их производство на российских автомобильных заводах или временно ввести программу субсидирования закупок автобусов за рубежом.

«У нас в стране огромная нехватка туристических автобусов, которые могли бы обеспечивать и межрегиональные туристические перевозки. Например, в этом сезоне (2022 года) большое количество туристов прилетали в Кавминводы и оттуда отправлялись автобусами в Краснодарский край и Крым. Эти автобусы находятся в ужасном состоянии, и их нечем ремонтировать», — сказал тогда Уманский.

В феврале 2023 года стало известно, что Минэкономразвития планирует помочь российским туроператорам расширить автобусный парк с помощью программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Глава ведомства Максим Решетников на встрече с туристическими предпринимателями в Башкирии сказал, что он поручит подчинённым проработать этот вопрос.

Руководитель Комиссии по автобусным перевозкам Российского союза туриндустрии Марина Лабутина рассказала MASHNEWS, что ситуация с парком высокобортных, комфортабельных автобусов «достаточно плачевная». Спрос на автобусные туры постоянно увеличивается, так как, с одной стороны, активно растёт внутренний туризм, с другой — государство развивает дорожную инфраструктуру.

«Какой бы вы тур ни взяли, с приездом на поезде, самолёте, всё равно всё заканчивается автобусом. В речной круиз турист едет не просто на корабле покататься. Он едет посмотреть города по пути следования. А там туриста надо встречать на хорошем автобусе и везти на экскурсию. В среднем мы считаем — и это, наверное, заниженная оценка, что в городах-миллионниках к существующему парку надо прибавить ещё треть автобусов. По стране же парк точно надо увеличить на 15–20%. Причём есть регионы, где ситуация совсем тяжёлая. В Москве и Петербурге, может быть, не так сложно, но даже там операторы уже сейчас не справляются. Попробуйте найти автобус на майские праздники! А летом придут ещё и круизы», — рассказывает Лабутина.

По её словам, индустрии крайне необходима помощь. Без неё комфортную перевозку и качественный внутренний туризм в России не наладить.

«Авиации же помогают. Нам тоже нужны низкопроцентные кредиты для транспортников. Они готовы взять автобусы, но не в лизинг. Это понятие для них как »чума«. Те проценты ещё отработать надо, а вы же видите, как в стране всё дорожает, — говорит Марина Лабутина. — Ситуация не безвыходная. Нам просто нужна помощь. Льготными кредитами, субсидированием покупки запчастей. Надо туристическую перевозку выделить в отдельный вид пассажирских перевозок. В Законе о туризме нет понятия »туристический автобус« и »туристическая перевозка«. Это, действительно, большая работа, которую нужно сделать, если мы хотим развивать туризм».
«А без автобуса ничего не работает. Вы привозите группу в те же Сочи, и люди из этой группы проживают в трёх разных отелях. На чём их везти, на такси, что ли? Затем экскурсионная программа, человек же не может только на пляже лежать. А кажется, что это тур, в основе которого »авиаперевозка«. В правительстве проблемой, безусловно, занимаются и сейчас собирают предложения. Другое дело, что всё это надо как-то пошустрее делать», — заключила специалист.

Очень сложное изделие


Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Туристический автобус — это самое высокотехнологичное изделие, которое автомобильная промышленность любой страны может себе позволить. И нет ничего удивительного в том, что в России их не производят, рассказал MASHNEWS эксперт, связанный с автобусной индустрией.

«По своему техническому уровню туристический автобус обычно превосходит автомобиль »Формулы-1«, — говорит он. — Всё самое сложное, передовое, уникальное на момент проектирования оказывается в нём. У автобуса задний привод, и, когда у тебя тяжёлая машина 10–12 метров длиной, ты заведомо создаёшь очень сложную кинематическую модель. Заставить её двигаться по прямой и не упасть в повороте — уже сверхзадача. Это очень тяжело. Двигатель и трансмиссия. Условия труда водителя. Плюс комфорт пассажира, ведь всё должно быть для него. Площадь остекления, звукоизоляция и значительные по объёму багажные отсеки. Туалет, кофеварки, холодильники, кухня, мультимедиа-системы, климат, кресла, столики, розетки».
«Поэтому и получается, что над туристическим автобусом должны работать исключительно гении. Гений-конструктор, гений-инженер, гений-технолог. Во всём мире это люди с зарплатой премьер-министра. Именно поэтому так сравнительно мало фирм, которые выпускают туристические автобусы», — отметил эксперт.

Помимо туристических маршрутов, в России действуют особо дальние междугородние, для которых также нужны комфортабельные машины. Например, пассажир рейса Санкт-Петербург — Дербент проводит в автобусе более 40 часов.

СПРАВКА MASHNEWS:
В СССР первым междугородным комфортабельным автобусом был ЗиС-127 (ЗиЛ-127). Выпускался в 1955–1961 годы. Ему на смену в начале 1960-х годов пришёл сначала венгерский Ikarus 55 Lux, затем «Икарусы» 250-й серии, ставшие основой парка машин для междугородних и туристических перевозок. Широко использовались отечественные модели. Сначала ЛАЗ-697 «Турист», а затем ЛАЗ-699 различных поколений.

Сейчас крупнейшие производители туристических автобусов в Европе — это немецкие Mercedes-Benz, MAN, Neoplan, Setra, шведские Volvo и Scania, бельгийский VanHool, итальянский Iveco, испанский Irizar.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент