Поставщик двигателей для сухогрузов лишился совладельца
Владелец двух компаний, ремонтирующих судовое и промышленное оборудование, расстался с долей в ООО «БалтПроект», поставляющем двигатели для арктических сухогрузов.
Участники рынка между тем говорят, что компания «БалтПроект» набрела на золотую жилу, пишет «Деловой Петербург».

С февраля петербургское ООО «БалтПроект» принадлежит Татьяне Михайловой и Василию Семенову, генеральному директору компании. Доли распределены в соотношении 56% и 22%, еще 22% оформлены на саму компанию — то есть пропорционально принадлежат им же. Эти 22% с конца 2022 года были у Юрия Загородских, покинувшего уставный капитал «БалтПроекта». Причины его ухода из «БалтПроекта» в самой компании не комментируют.
По данным СПАРК, у Юрия Загородских остались две собственные компании, которые занимаются поставками и ремонтом судовых и промышленных двигателей, — ООО «Зитек» и ООО «Интегрированные морские технологии КМ». У компаний приличная выручка за 2023 год (более свежие результаты пока не опубликованы) — 279,2 млн и 81,6 млн рублей соответственно. На своем сайте «Зитек» сообщает о наличии собственного производства запчастей и деталей для ремонта и сервисного обслуживания двигателей для морской, карьерной техники и электростанций.
Юрий Загородских покинул «БалтПроект» в период исполнения им крупного контракта. Отраслевой портал «Корабел» в этом году дважды сообщал об этой компании в качестве поставщика главных двигателей для сухогрузов проекта RSD59ARC, которые нижегородское АО «Окская судоверфь» строит для Балтийской судоходной компании из Калининградской области.
Эти сухогрузы — самые современные в России в своем классе, они предназначены для перевозки генеральных, навалочных, контейнерных и сыпучих грузов в сложных условиях, включая арктические широты, благодаря ледовому классу Ice3. Головные двигатели, которые поставляет для них «БалтПроект», — основные энергетические установки судна, обеспечивающие его движение и автономность. Они состоят из двух блоков мощностью по 1600 кВт и весят около 50 тонн каждый.
Помимо судового оборудования «БалтПроект» предлагает поставку энергетических установок на базе газопоршневых и дизельных установок для береговой инфраструктуры, промышленных, горнодобывающих и металлургических предприятий. В прошлом январе Василий Семенов рассказывал «ДП», что его компания — официальный дилер китайской CSI, которая производит среднеоборотные моторы мощностью от 500 кВт до 9 МВт.
По словам Василия Семенова, «БалтПроект» на собственной производственной площадке в Стрельне по принципу крупноузловой сборки собирает дизель–генераторы для судостроения, способные обеспечить выработку электроэнергии в диапазоне от 100 кВт и до 1,5 МВт, которые не уступают аналогам мировых брендов CUMMINS и Caterpillar.
По данным СПАРК, 2023 год «БалтПроект» закончил с выручкой 1,1 млрд рублей. Компания существует с 2005 года и при этом ни разу не участвовала в арбитражных спорах.
Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Лев Засыпко полагает, что поставки главных двигателей для сухогрузов проекта RSD59 сегодня очень востребованы.
«Компании, сумевшие организовать поставки главных двигателей для сухогрузов проекта RSD59, фактически набрели на золотую жилу. Эти сухогрузы — самые популярные сейчас в российском судостроении. А у российских производителей двигателей нет соответствующего опыта, технологий, специалистов. Плюс наш рынок очень маленький по сравнению с другими — открывать производство принципиально новых двигателей ради 200 двигателей в год определенной мощности очень затратно и экономически неоправданно. Единственный вариант — государственная поддержка, но пока положительных примеров в таком масштабе нет, хотя, по моим сведениям, в правительстве этот вопрос обсуждается», — говорит руководитель МКС.
Генеральный директор ООО «Дизельзипсервис» (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасева считает, что в России давно пора наладить собственное производство главных двигателей для судов такого класса, как сухогрузы проекта RSD59.
«Такие двигатели в России не производятся. До введения международных санкций на сухогрузах проекта RSD59 стояли двигатели финляндской Wärtsilä. Сейчас на них пытаются ставить “китайцев”. Безусловно, в России необходимо налаживать их производство. Но это прежде всего вопрос финансирования. Без инвестиций поднять такое производство будет сложно любому российскому предприятию, не говоря о том, что очень мало кто в России в принципе способен создать такое производство. Думаю, организовать его с выходом на мелкую серию реально примерно за 15 млрд рублей. Я говорю про полноценную локализацию — любые кооперационные схемы сегодня превращаются в показуху с отверточной сборкой до момента, пока очередной поставщик или очередная санкция не заблокируют поставку комплектующих», — говорит руководитель «Дизельзипсервиса».
СПРАВКА
- ООО «БалтПроект» зарегистрировано в Петербурге в сентябре 2005 года. Компания принадлежит Татьяне Михайловой (56%) и возглавляющему ее Василию Семенову (22%). Еще 22% оформлены на саму компанию. «БалтПроект» специализируется на поставках энергетического оборудования, прежде всего для нужд судостроения. Выручка от продаж за 2023 год составила 1,1 млрд рублей.