Попадание в десятку – у новой Lada Iskra нет конкурентов
Свершилось: на Петербургском международном экономическом форуме-2024 «АвтоВАЗ» представил новую модель. Lada Iskra должна встать на конвейер в следующем году. Эксперты благосклонны: эту машину многие ждали, не исключено, что она станет бестселлером российского авторынка.
Проект со сложной судьбой
Производство «Искры» планируется начать в начале 2025 года, и седаном дело не ограничится - в линейке также будет представлено два универсала, один из них – повышенной проходимости, с привычной уже приставкой Cross. На выбор: два 1,6-литровых двигателя мощностью 90 и 106 л.с., а также три коробки передач – пяти- и шестиступенчатая механика, а также «автомат» (никаких «роботов»!). Ниша понятна: «Искра» должна занять промежуточное место между ультрабюджетной «Грантой» и чуть более дорогой «Вестой».
В проект инвестировано порядка 37 млрд рублей, платформой послужила «реношная» B0, успешно отвоеванная «вазовцами», импортозамещено практически все – проблем с комплектующими быть не должно.
«То, что она появилась – очень хорошо, ведь изначально перспективы были очень туманными. Можно сказать, «АвтоВАЗ», как в свое время с «Вестой», совершил настоящий трудовой подвиг. Это недорого, это выглядит хорошо, то, что она похожа на маленькую «Весту» - только плюс», - отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.
Смена поколений
Будущее у «Искры» однозначно светлое, уверены эксперты. Особенно на фоне нехватки бюджетных седанов и универсалов B-класса, а также скорого снятия с конвейера морально и технически устаревшей «Гранты», которая держится на рынке исключительно за счет своей дешевизны.
«Если бы «Искра» продавалась сегодня, то за миллион-миллион двести, как обозначил Максим Юрьевич (Соколов, гендиректор «АвтоВАЗа» - прим.ред.) Думаю, к началу следующего года наверняка подорожает – мне кажется, это будет где-то 1 300 000 за максимальную комплектацию с «автоматом». Главное, чтобы она в этом плане не съела «Весту»: машины даже внешне почти одинаковые, поэтому заводу надо придумать такую ценовую политику, чтобы не сталкивать эти две модели», - комментирует Максим Ракитин.
И правда, столкновение с «Вестой» вполне возможно. А вот с «Грантой» - вряд ли.
«Когда я впервые услышал про «Искру», у меня была мысль, что эта модель станет заменой «Гранте». У которой либо цена должна быть максимум 500 тысяч, либо ее должны уже снять с производства, ведь, по сути, это продолжение «девятки», «десятки», «Приоры», плюс-минус все то же самое, автомобиль из 90-х. Если новинка действительно заменит собой давно отжившую «Гранту», да еще и стоить будет миллион-миллион двести рублей – лучше не придумать!», - считает автоэксперт и автоблогер Артем Зайцев.
Занять пустующую нишу
«На «Искру» сейчас «пойдут», - уверен Максим Ракитин. - Автомобиль совершенно новый, для покупателя это своего рода триггер. Пойдут еще и потому, что у нас категорический недостаток компактных седанов, да и вообще машин в сегменте В. Мне кажется, обратят внимание на новинку не только частники, но и каршеринговые компании». Сложно не согласиться. При наличии 1 200 000 – 1 300 000 рублей на покупку автомобиля рассматривать попросту нечего: современную (и, главное, новую) машину, с автоматической коробкой передач, климат-контролем, всеми необходимыми системами безопасности за эти деньги не может предложить ни один из производителей, даже китайцы».
Есть у «Искры» и еще один немаловажный бонус: ее можно будет отремонтировать в любом уголке страны, проблемы с нехваткой запчастей – не про продукцию волжского автозавода.
Впрочем, «нет конкурентов» - это сейчас, а завтра всё может быть по-другому, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Перспективы зависят не только от стоимости «Искры», но и от утилизационного сбора – получится ли у «АвтоВАЗа» его повысить, и насколько. Единственный способ обеспечить массовость продаж этой машины – ограничить конкуренцию, потому что китайцам, в случае если те выведут на наш рынок похожую модель, «Искра» проиграет: они интереснее дизайном, имеют больше опций, более функциональны, выигрывая вообще по всем параметрам», - говорит эксперт.
«Я думаю, сколько «АвтоВАЗ» сможет произвести этих машин, столько он и продаст. «Искра» попадает в очень хорошую нишу: дороже «Гранты», дешевле «Весты». Машина современная, с достаточным оснащением, поэтому спрос на нее, конечно же, будет. «АвтоВАЗ» хочет выпускать от 70 до 100 тысяч машин в первые годы производства – я думаю, всё продадут. Главное, произвести столько, сколько потребует рынок», - в свою очередь, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Продаваться «Искра» будет, и продаваться хорошо, здесь сомнений нет, считают эксперты. Остается лишь вопрос технической начинки.
«Немного расстраивают именно агрегаты. Получилась красивая обложка, с дизайном однозначно не промахнулись. Но опять эти 90 лошадей, опять этот 83-й мотор – сколько его можно еще пилить и допиливать? Никаких восьмиклапанников вообще не должно стоять под капотом у современных машин!», - сетует Артем Зайцев и упоминает давнюю проблему: пропасть, лежащую между производителем и потребителем.
Впрочем, «Искре» от этого ни холодно, ни жарко – других вариантов за миллион с небольшим рублей на российском авторынке пока нет.