Полет Шредингера. Airbus «Уральских авиалиниий» думали бросить в поле, но решили подождать
Airbus A320 авиакомпании «Уральские авиалинии», который после аварийной посадки до сих пор стоит в поле в Новосибирской области, решили не возвращать к полетам, сообщил ряд СМИ. Однако в авиакомпании вскоре заявили, что никаких решений по борту не будет принято до окончания расследования инцидента. Mashnews с экспертами выяснил, сколько самолет продержится в поле при воздействии низких температур, каково его возможное будущее, учитывая судьбы предшественников, садившихся в поле.
Консервы авиации
После аварийной посадки Airbus A320 «Уральских авиалиний» 12 сентября 2023 года в поле Новосибирской области, началось официальное расследование. Его завершили 31 октября, но в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами», а проще говоря после возмущения экспертов, расследование возобновили. В самой Росавиции сказали, что при расследовании были допущены ошибки.
В «Уральских авиалиниях» после первичного осмотра борта решили, что он может и полететь – повреждения минимальные. Проблема в том, что с поля не взлетишь – не хватит разгона, да и шасси развалятся. Пока решают, что делать с самолетом, СМИ пишут, что самолет утилизируют. Первым об этом сообщил Telegram-канал Shot. В дальнейшем в открытых источниках звучала ирония, мол, рабочий абсолютно самолет, а его на металлолом.
В авиакомпании 11 января сказали ТАСС, что на самом деле утилизацию не планируют, а примут решение после окончания расследования происшествия. Сколько это расследование займет – неизвестно. Пока самолет находится на консервации.
Что такое консервация: поддержание самолета в рабочем состоянии без его эксплуатации, проще говоря, обслуживание на земле. Во время активной фазы пандемии коронавируса в России и по всему миру консервировали сотни самолетов, правда, в основном, содержали их в ангарах.
В данном случае, когда ангара нет, поле обеспечили охраной. Во время консервации самолет тщательно моют, закрывают иллюминаторы, в кабине пилотов ставят светоотражающую пленку – чтобы салон не выгорел на солнце. Дальше закрываются все отверстия на фюзеляже во избежание попадания мусора и насекомых. Закрываются чехлами и двигатели, но чехлы периодически снимают (раз в две недели или в месяц) и запускают двигатели. Специалисты следят и поддерживают давление в шасси, а также периодически их поворачивают, чтобы сместить нагрузку.
Судьба аварийно сидевших
С аварийно севшими самолетами, как уже заметил канал FlightMode, поступают по-разному. Японцы вот решили забрать часть своего Airbus A350 компании Japan Airlines в музей. Он столкнулся при посадке с самолетом береговой охраны, пассажиры гражданского борта спаслись – на втором самолете погибли пять из шести членов экипажа.
Также в музей отправили аварийно севший на Гудзоне (США) Airbus A320-214. В 2009-м году в оба двигателя попали птицы – самолет налетел на косяк, двигатели заглохли, а самолет сел на воду. По мотивам этого происшествия снят фильм «Чудо на Гудзоне».
После аварии Airbus A321 тех же «Уральских авиалиний», который в 2019-м году сел в поле, только в кукурузном, тоже сняли фильм. Он называется «На солнце, вдоль рядом кукурузы». Его в музей не повезли, а распилили.
Однако не у всех российских бортов такая печальная судьба – Ту-154М
компании «Алроса» в 2010-м году сумел после отключения топливных насосов
успешно сесть в давно закрытом аэропорты Ижмы (Коми). Посадка была успешной
благодаря начальнику бывшего аэропорта Сергею Сотникову, который исключительно
по собственной инициативе и на собственные средства поддерживал взлетную полосу
в хорошем состоянии. Сотникову за это дали медаль ордена «За заслуги перед
Отечеством II степени»,
а самолет вновь полетел и летал до 2018-го года. После вывода из эксплуатации
его поставили в качестве памятника в аэропорту Новосибирска (Толмачево).
Как долго можно консервироваться и что делать после
Если надлежащим образом ухаживать за самолетом, то простоит он долго, даже в поле, отмечает авиаэксперт, главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
«В случае надлежащей консервации ничего с ним не будет. В поле год он простоит спокойно. Вопрос в том, будет ли техническая возможность делать все так как нужно, все-таки расстояния большие. Визуально оценить в каком он сейчас состоянии сложно, но, стойки на месте, все на месте, поэтому я думаю он сможет летать. Вот сможет ли он взлететь с поля? Вывезти его оттуда, наверное, тоже можно, но не представляю, сколько это будет стоить. Строить на полосу явно никто не будет. Думаю, сейчас масштаб проблемы не понимает даже сама компания-владелец, ну, может, частично производит расчеты», - сказал Mashnews эксперт.
Вопрос, что делать с самолетом, разбирает множество специалистов, которые не могут прийти к единому мнению, поэтому простого выхода из ситуации нет, говорит собеседник Mashnews из авиасообщества.
Разобрать самолет и перевезти не получится, считает авиаэксперт, основатель проекта FrequentFlyers Илья Шатилин. В этом случае будет нарушен планер, а с крыльями перевезти борт нельзя. Крылья отсоединяют перед транспортировкой лишь в одном случае – в случае доставки в музей.
«Хранить самолет можно где угодно. В обычных условиях тоже не на все самолеты хватает ангаров и многие хранятся на улице. Вопрос целесообразности хранения именно этого самолета специфический, так как непонятно, насколько он в состоянии взлететь. Можно построить в поле взлетно-посадочную полосу ледяную или снежную, например. Вопрос в стоимости такой полосы, насколько она сопоставима с остаточной стоимостью данного самолета. Разбирать и потом снова собирать самолет – не вариант, потому что будет нарушена целостность планера. Так делают тогда, когда везут самолет куда-то, где он становится памятником. Существуют также металлические аэродромные плиты, которые используют военные для временных аэродромов, но опять - сколько это будет стоить? К тому сам самолет уже не новый (ему 20 лет), надо учитывать его остаточный ресурс, принимая решение его вытаскивать», - говорит Шатилин.
Отказ гидросистем
Airbus A320 «Уральских авиалиний» летел из Сочи в Омск. Весь полет прошел без происшествий, но при заходе на посадку в аэропорту Омск-Центральный, из-за отказа гидравлической системы, самолет изменил курс. Командир воздушного судна взял курс на Толмачево (Новосибирск), потому что там ВПП длиннее.
Дело в том, что отказала так называемая зеленая гидросистема, которая отвечает за спойлеры и закрылки. Первые помогают при торможении, вторые при полете на низких скоростях при взлете и посадке. Понимая, что тормозной путь будет длиннее, чем в штатной ситуации, экипаж и принял решение лететь на другой аэродром.
Однако они не рассчитали, что будет столь сильный встречный ветер и топливо закончилось раньше, за 185 километров от Новосибирска. Самолет сел в пшеничном поле. Никто не пострадал.
В авиакомпании тогда заявили, что самолет сможет и доехать до Новосибирска, когда наступят холода, но холода наступили, а самолет на том же месте и уже надо ждать весны и окончания расследования.
СПРАВКА MASNHEWS
- ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» зарегистрирована в 1993 году в Екатеринбурге. Выручка за 2022 год - 89,4 млрд рублей. Чистая прибыль - 13,5 млрд рублей.