19 июня 2025 15:37
читать 3 минуты

ПМЭФ: беспилотники начнут тестировать по потребительским свойствам

Ассоциация «Аэронекст», крупнейшее российское объединение производителей беспилотных авиационных систем, разработает механизм тестирования потребительских свойств БПЛА. Об этом Mashnews сообщил президент ассоциации «Аэронекст», исполнительный директор АО «НПП «Радар ммс» Иван Анцев в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Подобные системы активно применяются для многих видов техники, например, для мобильных телефонов. У нас же пока такой инфраструктуры нет. При этом сегодня на рынок выходит множество новых авиационных беспилотных систем, многие из них сертифицируются Росавиацией, когда проверяется безопасность, соответствие заявленным характеристикам. Но когда потребитель начинает эксплуатировать этот беспилотник, то понимает, что он функционально не удобен», - подчеркнул Иван Анцев.

Пока единственная возможность для потенциального инвестора заранее понять, насколько модель работоспособна — проанализировать ее опыт участия в технологических конкурсах. Но на таких мероприятиях число заданий ограничено. Например, беспилотник должен без участия оператора определенное время маневрировать в небе, избегая столкновения с другими БПЛА. А насколько этот аппарат будет способен, например, осуществлять доставку грузов для вахтовых поселков в Арктике, неизвестно. Также далеко не все модели в принципе участвуют в технологических конкурсах.

«Мы планируем внедрить проверку экспертным сообществом функциональности и эргономики аппаратов, сформулировать потребительские качества», - заявил Иван Анцев и особо обратил внимание, что этот механизм отличается от широко применяемой системы добровольной сертификации.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Системы добровольной сертификации в промышленности используются для подтверждения заявленного состава и комплектации, а также ряда дополнительных характеристик, например, что продукция не протестирована на животных или что при ее производстве использовались экологически-чистые материалы. Основанием для выдачи такого сертификата служит экспертиза на производственной площадке.

В «Аэронексте» свой проект назвали «Знак качества», что вызывает аналогию с системами добровольной сертификации. Но задача, как утверждает Иван Анцев, принципиально иная. Так как беспилотная авиация — это совершенно новая отрасль, то для нее еще не сформированы общие критерии того, какой должна быть продукция, какой нужен интерфейс, эргономика. Зачастую и сами эксплуатанты тоже этого не знают и, используя заведомо неудобные модели, даже не имеют представления о том, что аппараты могут работать по-другому.

Есть и другая сторона медали, когда эксплуатант требует от производителя решений, которых на рынке просто нет. Решить эту проблему и призвано создание критериев потребительских характеристик. 

Ожидается, что механизм заработает в 2026 году.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!